Третий день ознаменовался для нас очередной сменой погоды - природа решила, что зимы с нас достаточно и пора вернуть осень. На землю снова опустился туман, стало немного влажно, но установилась плюсовая погода. Выпав из теплой машины пришлось подавить резко возникшее желание немедленно вернутся обратно и начать вялый потуги к организации завтрака. С появлением моего штурмана вблизи общего стола процесс пошел повеселее. А я пока решил провести беглый осмотр техники, по результатам вчерашних заездов и остался вполне доволен увиденным. В потери записали наш задний бампер - удачно порвали его в нескольких местах о межколейку на пути к мосту УЖД. В остальном прошедший день для наших машин прошел без потерь.
Традиционно оставив штурманов за приготовлением завтрака отправились в синюю палатку организаторов за картами и ценными наставлениями. В палатке у организаторов царила бодрая деятельность. Глядя на нас поинтересовались категорией погружения. В этот момент ваш покорный слуга размышлял о чем-то своем, но по инерции решил ответить первым и первыми звуками вырвавшимися из моего горла было что-то сродни "Эге..." и на этом я осекся. Дима, водитель Патритора, поправился что мы Гео, а до Эгегея еще не доросли. Но эта оговорка"по Фрейду" потом еще долго копошилась в моей голове. Получив карты и по банке вкуснячих леденцов на экипаж мы отправились в обратный путь к лагерю, где нас традиционно ждал горячий завтрак. Вообще на ПЧ мы сделал вывод, что горячая еда в малых дозах, принятая внутрь в любых количествах, вполне способна творить чудеса и примерять беспокойный утренний мозг с окружающей действительностью.
> Наш "лагерь" засвеченный командой Chevy-Niva.Ru
После завтрака я быстренько преобразовал порванный бампер в лихой бампер стритрасиров-дрифтеров, стянув его крестообразными стежками из пластиковых стяжек по линии разлома. Пока я упражнялся в падениях под бампер, со стола были убраны все приспособления для завтрака, подготовлены карты для навигации на сегодняшний день и даже начат сбор вещей. При моем деятельном участии он был завершен и мы были готовы отправляться к новым горизонтам. В очередной раз умилили организаторы, которые еще допивали свой утренний кофе возле палатки, но когда мы колонной проезжали мимо них, они дружно выстроились у обочины и провожали нас в трудную дорогу напутственными взмахами.
> Команда в готовности номер один
> А вот и снова ставшая родной Костромская дорога
Первой точке в нашем путевом листе были церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь) и церковь Спаса Нерукотворного Образа в Бартеневщине. Дорога до села Бартеневщина лежала практически мимо лагеря, поэтому грешно было-бы не заехать посмотреть. Мы оказались не единственными путешественниками и кто-то из Чухучастников тоже заехал полюбоваться на старинную архитектуру.
> Церковь Воскресения Христова в Бартеневщине среди тумана и леса
Годом постройки церкви Воскресения христова значится приблизительно 1800 год. В 1849 году на средства помещицы М.В. Бартеньевой и с помощью прихожан в честь Спаса Нерукотворного Образа в первом этаже колокольни устроена церковь.
> Церковь Восресения Христова в Бартеневщине вблизи
> Церковь Восресения Христова в Бартеневщине еще ближе
Обе церкви уже традиционно пребывает в плачевном виде и постепенно разрушаются. Но кроме того они обе несут на себе следы недавнего использования человеком. Вокруг церквей расположено кладбище, на котором то там, то тут виднеются старинные надгробные камни. Начертанное на них прочитать уже не представляется возможным.
> Внутреннее убранство церкви традиционно разрушено
> Сохранившееся фрески
> Сохранившееся фрески
> Сохранившееся фрески
> Сохранившееся фрески
> Сохранившееся фрески
> Сохранившееся фрески
> "Непростой" камень
> Церковь Спаса Нерукотворного образа среди черных тонких почерневших пальцев деревьев выглядит особенно жутко
> "Вход" в церковь Спаса Нерукотворного образа в Бартеневщине
> Замок в церкви Спаса Нерукотворного образа
Пройдя дальше вокруг церкви вышли к машинам. Восприняв это как руководство к действию мы погрузились в машины и стали выдвигаться в сторону следующей точки.
> Поворот туда
Далее по плану у нас была еще одна точка для интересующихся техногенными комплексами - подземный бункер и засыпанная ракетная шахта. Дорога к ней пролегала по асфальту и практически ничем примечательным не запомнилась, кроме невероятного болотохода, перевозившего лесорубов между делянками. Увы, сделать хороший кадр у нас не получилось.
> Под этими холмами спрятались катакомбы управления пусковой позицией
> В глубь бункера
Дорога к подземному бункеру не был каким-то особенно сложным или секретным, но проезжая мимо я-бы никогда не подумал, что вот в этом отвороте с асфальта может притаится такая вот "секретная точка". Вообще, все было выполнено в лучших традициях отечественной военщины и стартовая позиция была ловко замаскирована под холм, точнее под два холма, а между ними распадок. Все окружающее, с первого взгляда, кажется природным ландшафтом и только спустя немного времени замечаешь, что распадок и холмы ровных прямых форм, не встречающихся в природе. В конце распадка влево уходила "народная" тропа к еле заметному провалу в холме за которым оказывается туннель, ведущий куда-то в недра сооружения.
> Разветвление...
Так как наш экипаж пошел без фонаря, то нам пришлось вернуться, а наши любители сумрачных подземелий решили исследовать сооружение дальше. Наш экипаж не сильно взволновали подземные казематы, поэтому мы решили наслаждаться видами рукотворной природы. Выбравшись на белый свет, сразу даже стало даже легче дышать. Постояв немного у "входа" мы решили подождать экипаж Патриота у машины... который уже там ждал нас. Оказывается в подлеске есть некий замаскированный выход через который они и вышли. Ох уж мне эти саперно-инженерные войска.
> Кругом следы разрушения временем и стараниями человека
> За очередным поворотом
> Дорога через Костромскую землю
Дальнейшие возможные маршруты организаторы направили в сторону Сусанина камня, который расположился недалеко от дороги, соединяющей Буй и Кострому. Так как все начало активно таять, то мы решили аккуратнее отнестись к выбору маршрута. В памяти были еще живы примеров неожиданностей на желтых путевых нитках за прошедшие два дня, и мы решили выбрать зеленый маршрут, но сдобренный желтыми участками. Вот тут нас ждал небольшой сюрприз. Но об этом чуть позже. А мы выехали от бывшей ракетной шахты и направились в сторону Сусанина камня по зелено-желтой нитке на карте. Так-же как и утром висел плотный туман, небо было затянуто северными тяжелыми осенними облаками, а дорога покрыта толстым слоем талого снега и тающего льда, Пейзажи, проплывавшие мимо нас и обстановка в целом располагали к созерцанию и размышлению. Ну и мы, поддавшись витавшему в воздухе настроению, размышляли о красотах окружающих нас пейзажей и о том, как неумолимо время. А дорога между тем петляла вдоль деревень, то ныряя в лес, то взбираясь на холм, чтобы потом снова устремится к очередной спрятавшейся в глухих костромских лесах деревушке.
> Очередной подъем на холм
> Возможно именно где-то тут шли поляки дорогой на Домнино
> А между тем Костромская тайга кругом
Так, в раздумьях о тленности всего сущего мы добрались до Сумароково, в котором расположился Свято-Троицкий монастырь. Когда в Сумароково существовала усадьба, от которой до наших дней сохранился только заросший пруд с островом посередине, то последняя хозяйка усадьбы Елизавета Николаевна Варенцова в 1870 году устроила богадельню для престарелых. Затем здесь появилась женская община, которая трансформировалась в Свято-Троицкий монастырь. Основной монастырского архитектурного ансамбля является Собор в честь иконы Божьей Матери "Скоропослушница" 1889 года постройки. На въезде в Сумарково нам по дороге попался очень колоритный старичок с залихватскими чапаевскими усами. Мы традиционно в этот день пропустили нужный момент и не сфотографировали его:)
На выезде из Сумарково мы обнаружили старый указатель местного колхоза. Попутно приготовились к желтой нитке маршрута, которая в такую погоду могла оказаться очень засадной...
> Николаевская церковь Свято-Троицкого монастыря в Сумарково
> Богородицкая церковь "Скоропослушница" Свято-Троицкого монастыря в Сумарково
> Совхоз Сумарково
Так как в монастыре ремонтно-восстановительные работы шли полным ходом, то мы решили не суетиться и не мешаться под ногами, а поехать в село Домнино. Об этом месте стоит рассказать подробнее. Село Домнино известно как родовое поместье Ксении Ивановны Романовой (Шестовой), матери Михаила Романова.На месте царского дома стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была построена прихожанами в 1809-1827 годах. На короткий период с 1937 по 1943 год была закрыта, но потом вновь возвращена верующим.
> А вот и Домнино
Жителем села Домнино был знаменитый Иван Сусанин, ставший, без шуток и сарказма, национальным героем. Напомню на всякий случай, в чем был подвиг Иван Сусанина - был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до села Домнино, где в это время находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин завел отряд поляков в непроходимый лес с болотом, где поляки его поняли, что оказались в западне и замучили Сусанина. Но благодаря его подвигу Россия вышла из смутного времени и на престоле воцарилась династия Романовых.
Далее мы неторопясь доехали до Домнино и покатили к церкви Успения Пресвятой Богородицы, встретив по дороге уезжавшую группу чухучастников. Побродили вокруг церкви, подергали дверь, которая оказалась заперта и уж было собирались уезжать, как дверь приоткрылась и выглянула матушка - настоятельница храма. Она предложила нам войти, и мы не отказали себе в этом удовольствие. Фотографий мы делать не стали, потому что нам показалось это немного неправильным. Но матушка-настоятельница рассказала немного истории окрестных деревень, о том, что в Домнине была вотчина бояр Шестовых, ставших в последствии Романовыми. В общем очень хорошее место, очень душевное и спокойное.
> Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Домнино
> Купола церкви Успения Пресвятой Богородицы в Домнино
> Памятная доска на стене церкви Успения Пресвятой Богородицы
Ну а дальше мы покатили в сторону трассы. По дороге мы заметили часовенку и из роадбука выяснили, что эта часовенка 1913 года постройки стоит на месте дома Ивана Сусанина в деревне Деревеньки из которой он родом. Деревня до наших дней не сохранилась. А мы поехали дальше. Впереди снова стелился асфальт, а мы пребывали в недоумении, потому что обещанной желтой дороги тут категорически не наблюдалось. Чтобы устранить зуд по поводу приключений, засадных мест и других развлечений, призванных скрасить серость дня, мы решили "заехать" в две деревни, обозначенные на карте крестиками - Головинское и Соболево.
> Часовня на месте села Деревеньки, из которого родом Иван Сусанин
Церковь Богоявления Господня в Головинском построена в 1802 году из кирпича силами прихожан и при помощи помещика Нелидова. Наслаждение прекрасными видам испортила группа маргинального вида молодежи, которая очень плохим взглядом проводила наши машины. Скажем прямо - недобрым взглядом. Нехорошо и невесело стало под этим взглядами, поэтому мы посчитали за лучшее быстренько сфотографировать церковь и побыстрее убраться прочь.
> И снова дороги Костромской земли
>Церковь Богоявления Господня в Головинском
А вот церковь Николая Чудотворца в Соболево мы не нашли. Точнее мы не смогли найти подъезды к селу. По имевшимся в нашем распоряжении картам проезд должен был быть из Головинского, но покатавшись немного по окраине деревни, попиравшись в заборы, проехавшись через кусты борщевика и чертополоха и не найдя малейшей дорожки или тропинки к Соболево мы решили выезжать на асфальт и ехать в сторону Костромы, попутно ища местечко для обеда.
> Очередной поиск места обеда
> Снова одинокие дома
Немного покатавшись по оттаивающим боковым дорожкам, каждая из которых с легкостью могла стать декорацией к фильму "Поворот не туда" мы все таки нашли подходящее местечко, в неприметной своротке, позади сложенных большими штабелями бревен, черных от влаги и покрытыми бело-серыми шапками тающего снега. Но вид у нас был просто загляденье - туманная действительность во всей красе. И снова воздам хвалу моему штурману за вкусный обед и снова замечу - горячая и сытная еда является непременным залогом бодрости духа и тела. Правда завершали мы обед под редким дождичком, который после Головинского надумал моросить и который, по всей видимости, не намеревался прекращаться. Дальше у нас был небольшой выбор куда ехать, так как организаторы просили по возможности не затягивать покапушки, то мы решили неторопливо собрать еще пару точек в близи от Сусанина.
> И снова дороги Костромской земли
Но дальше началось натуральное невезение. Мы решили съездить к еще одной техногенной точке - пусковой шахте Р-16. Так как уже смеркалось да и погода, мягко говоря, не располагала к прогулкам на свежем воздухе, то мы решили на следующей точке определятся с нашими дальнейшими планами. Проехав немного по асфальту мы въехали в пелену густого тумана, который лежал в окрестностях деревни Медведки. Скорость естественно упала до минимума. Потом долго не могли найти нужный поворот. Потыркавшись по ответвлениям, заметили группу огней, характерных для люстр типа "летающая тарелка" на экспедиционных багажниках и восприняв это как знак поехали в их сторону. Через метров несколько обнаружили нужный поворот, но в середине пути обнаружили... толстенные бревна, которыми завалили дорогу. Вариаций на тему "как преодолеть эту засаду" мы придумать сходу не смогли, бензопилы были все еще сломаны, поэтому пришлось начать увлекательный процесс танцев с бубном на мотивчик популярной в определенных кругах "развернись на этом пятачке". Выбравшись на асфальт стали совещаться и думать куда далее направить наши поиски приключений. Попутно прикинули примерно сколько нам "ковылять" через туманы до лагеря. Получалось внушительно. Между тем головы, переполненные впечатлениями и эмоциями уже отчетливо были полны и несколько туповато воспринимали все новое и необычное. К нашей удаче возле лагеря для нас была приготовлена еще одна точка, куда мы и решили направить нашу колонну. Но дорога решила все устроить по своему. Сначала мы выехали в ночь. То есть позади нас клубилась дымка тумана, подсвеченная изнутри фарами выезжающих и въезжающих машин, а на окружающую действительность тем временем опустилась ночь. Расценив это как сигнал к действию мы бодро рванули в сторону лагеря, но на середине пути снова пришлось сбавить обороты - лед к концу дня стал очень скользким, плюс появились глубокие проталины, мощными ударами передававшиеся на кузов, поэтому на цыпочках мы крались в ночи по костромским дорогам. На развилке, между поворотом в лагерь и поворотом к последней точке мы оказались в глубокой задумчивости - куда ехать. Посмотрев на часы и прикинув маршрут, мы решили для очистки совести попытаться взять точку, но увы, в этот вечер нам не везло. Поворота к точке в ночи мы не нашли, поэтому пришлось с чувством незавершенности и неудовлетворенности ехать в лагерь.
> Мгновение праздника
Мы думали что на этом ПЧ2012 для нас закончилась. Но нас ждал последний сюрприз от Чухломы и организаторов - подъезд к лагерю. Тут пришлось немного пошевелить мозгами и выбирая нужные траектории среди колей, превративших поле во взбитую, словно миксером, гомогенную массу. Преодолев и это испытание терпением мы доползли до организаторской палатки. Тут уже праздничное настроение витало в воздухе. Мы сдали номерки организаторам (но после награждения мы их забрали себе - прим.авт.) и взамен получили по бутылочке костромской настойки с интригующим названием "Камуфляжка" и наказ искать место на холме выше палатки, потому что заезд в лагерь уже стал красным пунктиром. Решив не искушать судьбу мы забрались на указанный холм, разбили лагерь и на сковородках зашипел традиционный горячий ужин. Чтобы нам было веселее вечереть погода одарила нас проливным дождем и штормовым ветром. Стараниями ветра дождь стелился практически параллельно земле.
Ну а чуть позже, утолив голод и насытив себя горячей едой мы отправились на праздник окончания ПЧ2012. Праздничный вечер сопровождался хорошими словами, криками, шумом, гамом и всеобщим весельем. Очень приятно было получить памятную табличку о том, что "Мы пережили Полную Чухлому". Это был наш первый крупный выезд, первый и потому, наверное, самый ценный. Погудев еще немного мы начали разбредаться по лагерям. Доковылял до "дома" решили немного посидеть возле костерка, сложенного из остатков дров. Когда дрова подошли к концу, то мы попытались пустить в дело припасенные два больших бревна. Но так как они были настолько мокрыми, что щедро политое на них горючее не слишком помогало, то костер наш достаточно быстро догорел и мы разошлись по машинам отдыхать.
> Утро на Костромской земле
> Чтобы уехать отсюда это надо было преодолеть, только вот надо-ли...
Вот на этом для нас Полная Чухлома подошла к концу. Утром нас ждала дорога домой, на который мы познакомились с экипажем Саши и Юли из "Немодного клуба", небольшая поломка, которая уже дома обездвижил нашего Слонопотама на две недели и неделя-полторы выпадения из Чухреальности.
> Для нас Полная Чухлома не закончилась...
На этом месте обычно ставят точку, а мы поставим многоточие, потому,что частичка Чухломы теперь есть в наших душах, потому что мы обязательно в следующем году снова погрузимся в Костромскую тайгу, потому что теперь для нас тоже существует наша Чухреальность, потому что продолжение следует...
Написано для
ru-discoverers Фото от
kostey_vl унд
elbruto унд
lutreada Текст от
elbruto унд
lutreada