Оригинал взят у
viktorkotl в
«ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД» Говорят, что каждый встреченный рассвет продлевает жизнь человеку на один день. Понятно, чем рождено это романтическое утверждение: рождение нового дня всегда надежда - на светлое, доброе, ожидающее впереди.
Беремся утверждать, что рассвет, встреченный у Эльбруса, продлевает жизнь не на один день, а на несколько, как минимум. Уж очень это неповторимое и удивительное зрелище, а с ним и ощущение, и восприятие.
Вот пробуждающее светило бросило лучик на двуглавого исполина, а уже через мгновение весь он порозовел, словно смущенный от своей величественной красоты, и на какое-то мгновение даже застыл в этом смущении. Но уже через несколько минут, словно опомнившись, что негоже горному владыке столь открыто проявлять свои чувства, засиял снежной белизной - девственно чистый, возвышенно гордый, царственно неприступный.
…Можно часами стоять и смотреть на Эльбрус - и не насмотреться, и не отвести глаз, и не устать от этого зрелища. Это не только наше мнение, но и всех, кто встречал июльские рассветы у подножия Эльбруса. Всех, имеем в виду, прежде всего, участников джип-фестиваля « Ледниковый период 2008» , организованного нальчанином Александром Герельчуком вместе с группой энтузиастов. Саша (долгие годы знакомства позволяют нам подобную фамильярность) как-то в Интернете обратил внимание на обращение ребят из Астрахани к своим коллегам, любителям экстремальной езды из Ставрополя, провести что-то вроде фестиваля. Видя, что никто на это предложение не откликнулся, ответил сам. Завязалась переписка, были решены организационные вопросы, намечен маршрут, проведена рекогносцировка с выездом на место, составлена легенда (проще говоря, маршрутный план), определена дата выезда.
Из самых разных уголков нашей страны откликнулись любители острых ощущений - из Москвы, Волгограда, Астрахани, городов Ставропольского края. До последнего момента никто не знал, сколько соберется экипажей; приехало около сорока, в том числе семь из нашей республики. Более того, в соревнованиях, а по большому счету просто дружеской встрече, решил принять участие и польский экипаж в составе Павла Кравчика и его друга Марчина. Павел (мы уже писали о нем) - большой друг нашей республики: он энтузиаст кабардинской породы лошадей, делает многое для пропаганды ее выносливости, неприхотливости в странах Европы, более того, в спутники жизни выбрал кабардинку из Кенже и теперь не только своими интересами, но и семейными узами связан с Кабардино-Балкарией.
И вот все экипажи собрались в Долине нарзанов. Перед участниками джип-фестиваля « Ледниковый период 2008» была поставлена весьма непростая задача - на джипах самых разных моделей добраться вначале до Северного Приэльбрусья, известного своими термальными источниками Джилы-су, плато, носящим название « Немецкий аэродром» , геопатогенной зоной « Поляна грибов» , целым рядом других объектов, по праву позволяющих называть эту местность « заповедником чудес» .
А далее самое сложное - по местности, где и дорог-то никогда не было, переправиться через реку Кызылкол, одолеть подъем с остротой угла градусов в 50-60. Потом по плато, изборожденному рытвинами, ухабами, водяными промывами, в ряде мест заболоченному, усеянному каменными осыпями, подняться как можно дальше. Вплоть до ледника Уллу-чиран, от которого сам Эльбрус - на расстоянии каких-то сотен метров. Конечно, это по прямой; но стоя у ледника, кажется, что до седого великана действительно рукой подать.
…До места добрались без происшествий - шли колонной, не отрываясь друг от друга, сверяясь с легендой и удивляясь картинам природы, открывающимся взору. На поляне за урочищем Джилы-су (когда-то здесь стояла лагерем экспедиция Емануэля, в составе которой находился знаменитый Килар Хаширов, первым в 1829 году взошедший на Эльбрус), разбили лагерь. Допоздна не стихали в нем разговоры, горели костры, происходили знакомства.
На следующий день предстояло самое трудное.
Что такое горные дороги, нам известно достаточно хорошо - за многие годы поездок по Кабардино-Балкарии приходилось бывать в таких местах, где автомобильная колея не просто диссонирует с природой, а выглядит своего рода вызовом ей.
Что такое горное бездорожье, когда само пространство сопротивляется движению, как таковому, известно также по личному опыту. Будто и ясно, куда идти, а вот как - непонятно: дороги нет, а то, что можно назвать тропинкой на самом деле осыпь, то уползающая из-под ног, то проваливающаяся куда-то вниз. Поэтому надо было видеть, как покоряли участники « Ледникового периода» подступы к Эльбрусу, как поднимались по отвесным склонам, лавировали между вулканическими бомбами, преодолевали непреодолимые преграды из каменных исполинов, мочаков (заболоченных участков), как застревали по самое « пузо» , как пытались выбраться (и выбирались!), окутываясь солярочным дымом, какую радость испытали, доползя до начала ледника.
Шестнадцать машин, подавляющее большинство которых российского производства (газики, уазики, « нивы» ), гордо застыли на гребне, за которым скрывался Эльбрус.
Так завершилось это весьма не простое по организационным меркам мероприятие, которое было проведено без привлечения государственных средств, ресурсов власти, политических спонсоров (строительная фирма « Боларс» , под флагами которой двигались экипажи, предоставила призы для всех участников) - на одном энтузиазме наших ребят, которые решили показать, как хороша наша Кабардино-Балкария, какие удивительные возможности она представляет для туристов-экстремалов, как здесь рады добрым гостям и умеют их встречать. А поэтому не было торжественных речей и заверений, помпезности и прочей шелухи, сопутствующей мероприятиям российского масштаба, хотя фестиваль, по сути, и стал таковым.
А что было? Взаимовыручка и радость открытий, уважение к гостям и гордость за родную землю, удивление перед возможностями людей и доброе отношение к природе. Кстати говоря, никакого ущерба природе участники фестиваля не нанесли - после них не осталось пустых бутылок и остатков еды: всем экипажам были розданы мешки для мусора, который и был увезен ими с собой.
Мы же отметим одно - можно долго и нудно говорить о воспитательной работе с молодежью, предлагать и реализовывать всевозможные мероприятия, практически никогда не достигающие заявленной их устроителями цели. А можно просто довериться и чуть-чуть помочь - и результат будет куда значимее.
Глядя на этих молодых ребят, заляпанных грязью, уставших беспредельно, с синяками и ушибами, но в то же время счастливых донельзя, ни на йоту не отступивших от негласного девиза фестиваля: « Своих не бросаем!» (если какая-то из машин останавливалась, ни одна из последующих не проезжала мимо без фразы-пароля: «Помощь нужна?» ), веришь, что Кабардино-Балкария снова станет туристической Меккой, которая ждет гостей и рада им.