Оригинал взят у
sava_do в
вдогон предыдущему постуОригинал взят у
danilling в
Бои без правил "Как можно общаться конструктивно и психологически грамотно, если твой оппонент разрушает, оборачивает против тебя любые твои реплики?..Если цель оппонента паразитировать на твоих чувствах, то как ему можно говорить о своих чувствах? Как можно конструктивно выйти из конфликта, если оппонент не дает из него выйти, цепляется к каждому слову, каждое твое действие ставит в тебе вину?..
И я чувствую в этих вопросах страх, какой то безнадежный, непреодолимый - страх перед кем-то, против кого нет ни лома, ни приема, от кого невозможно защититься...И особенно страшно не то, что кто-то тебе причинит какой то моральный вред. А страшна именно бесконечная уязвимость, и бесконечное садистическое всемогущество обидчика... И что же тут можно сделать?
Как это можно сделать? Чтобы выйти из ада садистического общения, нужно уменьшить масштаб происходящего, перефокусироваться. Нужно бесконечное сделать конечным и измеримым.
по пунктам.
1) Фигура оппонента-садиста нам представляется всемогущей. Мы откуда то знаем, что ей невозможно противостоять. Что она всегда найдет, к чему прицепиться, сможет прицепиться, и наверняка вас страшно зачморит, что бы вы не делали. Проблема в том, что в данной ситуации вы действительно бессильны, потому что лишаете себя любых инструментов взаимодействия. Есть одно важное качество, которое есть почти у каждого человека, за исключением психотических больных - критичность. Это один из главных инструментов нашей психики. В том числе, и критичность к собственным искажениям восприятия и мышления. Ведь считать кого-то всемогущим, а себя бессильным - это наверняка искажение. И чтобы его исправить, нужно задуматься -почему я воспринимаю эту фигуру всемогущей, а себя бессильным? Наверняка это что-то из детства, когда мы действительно были малосильными относительно взрослого человека, а взрослых воспринимали как всемогущих. Но если вы выросли, повзрослели, стали самостоятельным, то вы точно не бессильны, вы точно умеете противостоять. И ощущение бессилия происходит именно из-за недооценки своих сил и переоценки возможностей оппонента.
2) Обратить свое теперь уже критическое внимание на фигуру оппонента и его поведение. Чего он так бьется то, чего он до вас докапывается, почему не хочет или даже не может отцепиться? Получается, что вы для него чем-то так важны, что он буквально не может отцепиться - он на вас повис, и без вас жизни не представляет. Похоже, этот человек чем-то страшно мучается, в чем то он глубоко не самостоятелен и не самодостаточен, раз уж ваши виктимные эмоции для него жизненно необходимы, прям как кислород. Тут мы пришли к тому, что садизм - это одна из разновидностей зависимого поведения. Одна из главных и самых распространенных. И смотрите, как получается. Вы то считали, что вы слабы и беззащитны, а он всесилен и страшен. А получается наоборот - вы для него жизненно важны, он от вас зависим. Кто тут главный, собственно?
3) Главное средство против лома - собственное спокойствие и уверенное поведение. Заметьте, не агрессивное и не пассивное, а уверенное. Потому что если вы будете вести себя агрессивно, то оппонент поведет себя еще более агрессивно, и дальше - эскалация насилия. Если будете вести себя пассивно, виктимно - снова всё та же бесконечность страдания, которую мы только что решили сделать конечной. Но как же можно быть спокойным, если оппонент вызывает столько эмоций - и страх, и гнев, и много всего еще? Да, эти эмоции есть, их не отменишь, никуда не денешь. Но их можно осознавать и понимать, и они будут становиться из бесконечных и невыносимых - конечными и выносимыми. Мы ведь испытываем не только эмоции по поводу событий, но и эмоции по поводу своих эмоций. Кто-то вызывает у нас страх, и мы боимся еще и того, что чувствуем страх, таким образом его усиливая. А если знать, что эмоции - это в принципе не страшно, а таким знанием может обладать наше сознание, то можно оставаться спокойным по поводу своих эмоций. Сколько раз вы в своей жизни чувствовали страх? Да миллион раз, и ничего - живы, здоровы. Тут фишка именно в ресурсном мышлении - у меня такое было много раз, и у меня есть опыт переживания разных состояний и событий. Есть по факту - вы же его пережили. И никто у вас этого не отнимет, если вы не отдадите.
4) А теперь самое время критически пересмотреть свою собственную роль в таких отношениях. Что именно вы делаете в этих отношениях, почему из них не выходите, какую цель преследуете? Ведь часто бывает, что мы и сами воюем против этого страшного всесильного садиста - мы же тоже часто хотим его переделать, переубедить, победить, просто пока не получается. И, может быть, эти отношения так важны тем, что вы надеетесь все же одержать реванш, рано или поздно, пусть и ценой собственных страданий. Ведь всегда можно сказать - мне не нравится, как ты со мной общаешься, я ухожу. Другое дело, что не всегда можно уйти де факто. Но можно уйти морально, именно из таких отношений - перестать воевать. Как перестать воевать? Просто перестать. Это бывает сложно сделать не потому, что вам не дают перестать. А потому что вы сами не перестаете. Из-за того, что боитесь что-то потерять. А что тут терять? Собственно, в эмоциональных конфликтах чаще всего единственная потеря - мнение оппонента. Чаще всего, именно желание исправить, улучшить мнение о нас заставляет нас терпеть любые козни. Собственно, это желание контролировать мнение и отношение другого человека. И вот тут самое время снова включить критичность - а зачем оно вам, это мнение? А есть ли шанс, что оно улучшится, если вы будете терпеть издевательства? Стоит ли это мнение ваших страданий? И что будет, если вы оставите человека при его мнении? Скорее всего, с вами всё будет в порядке. Де факто. Можно жить дальше, даже если кто-то к вам пренебрежительно относится - это ад внутри его головы, а не вашей. Возможно, время от время на вас снова будет накатывать невыносимое беспокойство по поводу его мнения. Это следующий пункт.
5) Почему так беспокоит негативное пренебрежительное мнение о нас? Даже если мы знаем, что это всё брехня. Тут уже дело в наших внутренних конфликтах. Какая то часть нашей личности привыкла относиться к себе пренебрежительно, презирать себя. И любые пренебрежительные мнения аукаются у нас в душе мучительным согласием. А другая часть личности воюет с этим пренебрежительным мнением, потому что оно невыносимо. И далее бесконечная борьба с самим собой, спроецированная на отношения с другими людьми. Как тут быть? Конечно, при личностных конфликтах нужна психотерапия - самостоятельно справиться с ними очень сложно, потому что эти конфликты появились в ранних отношениях с другими людьми, и для их преодоления также нужны отношения, с профессиональным другим. Но, прежде чем вы решитесь пойти к психологу, тоже ведь как-то надо жить. И вот тут снова можно включить критичность, чтобы бесконечное сделать конечным. Вы знаете, что у вас есть внутренний конфликт, что борясь с чужим мнением, вы воюете со своей презирающий частью, а ваша презираемая часть страшно мучается. Это было уже много раз, и вы это всё пережили. То есть, у вас есть грандиозный опыт, который вам поможет преодолеть любые конфликты, внешние и внутренние. Главное, сохранять спокойствие и вести себя уверенно. Или хотя бы помнить о такой возможности в трудные минуты. Помогать себе, а не оппоненту.
P.S. Написано именно про эмоциональные конфликты, не переходящие в физическое насилие. Если есть насилие, то ничего, кроме как обратиться в милицию, а также в кризисный центр, не могу рекомендовать.
прочтите у автора в ЖЖ комментарии его собственных читателей