Предлагаю вашему вниманию мастер-класс Светланы Разумовой по написанию нежного букета незабудок в простой круглой вазе. Используемая техника - масляная живопись алла-прима.
Сложность: средняя
Время выполнения работы: 3 часа
Холст на подрамнике 30х30 см
Краски:
титановые белила, кадмий оранжевый, кадмий желтый средний, кадмий лимонный, неаполитанская желтая, сиена натуральная, травяная зеленая, окись хрома, ультрамарин темный, голубая небесная, фиолетовая светлая, кость жженая, марс оранжевый, кадмий красный
Кисти, мастихин
Разбавитель: льняное масло, лучше очищенное и уплотнённое
А ещё палитра, салфетки, ватные палочки, ветошь
Подробный рисунок не делаем. По мере работы цветовые пятна будут много раз уточняться, поэтому на первом этапе большая точность и скрупулезный рисунок не нужен.
Покрываем холст лессировочными мазками. Цветовые пятна должны соответствовать основному цветовому пятну букета. Это не должен быть светлый цвет, но и не излишне тёмный.
Основные цвета:
Теплые тона - задний фон, стол, зелень.
Холодные тона - незабудки, все тени.
Основной контраст - синий цвет становится ярче в присутствии оранжевого, и фиолетовый - в присутствии желтого.
I ЭТАП - Подмалёвок.
Можно слегка (для уверенности в себе) обозначить расположение вазы и букета.
Смазываем холст льняным маслом, чтоб легче раскладывались (покрывались) краски.
Кисти: работаем простыми щетинными кистями, накладывая сразу большие массивы красок.
БУКЕТ
Обозначаем середину букета: травяная зеленая, марс оранжевый, фиолетовая светлая
Создаем живописную цветную кашу по принципу дополнительных цветов: к зеленому цвету дополнительными являются любые краски, тяготеющие к красному, поэтому марс и фиолетовая в данном случае создадут теплую глубину букета.
Намечаем разбавленной краской окружность вазы - приблизительно …
НЕЗАБУДКИ:
Группы незабудок: ультрамарин
Стебли: травяная зеленая
Середина букета: травяная зеленая + марс оранжевый
ФОН
Слишком жирные мазки краски снимаем мастихином, иначе они получатся грубыми. Иногда это неплохо и даже неплохо обыгрывается в фактуре, но нам в случае незабудок нужна нежность и воздушность мазка.
Задний фон: сиена натуральная + неаполитанская желтая пятнами (тёплая светлая поверхность)
Стол: ультрамарин + кость жженая + белила (нейтральная светлая поверхность)
Пространство внутри вазы (вода): обозначаем красками фона, красками стола и их смесью.
Теперь делаем уточнение подмалёвка:
Незабудки - на свету: ультрамарин + белила
Незабудки - в тени: ультрамарин + фиолетовый светлый
Добавляем цветовых пятен соблюдая принцип: теплый свет - холодные тени
Тёплый свет - добавляем мазки: кадмий оранжевый + кадмий желтый средний + лимонный
Холодные тени фона и стола - добавляем мазки: марс оранжевый + фиолетовый светлый.
РАСТУШЁВКА
Кисти: работаем флейтцем и кистями из козы или пони.
Тонкие наплывы краски лучше обрабатывать маленькими растушевочными кистями из козы или пони.
Флецем (малярной кистью) растушевываем толстые наплывы краски фона до мягкости цветовых переходов.
Флейц оставляет полосы, из-под которых просвечивает грунт.
Поэтому после флейцовки стоит дополнительно пройтись в «полосатых» местах пушистыми кисточками с более тонким ворсом козы или пони.
Если где-то перестарались и вытерли совсем цветовое пятно, то добавляем краску и вновь растушевываем.
II ЭТАП - Прорисовка вазы
Нет смысла вырисовывать каждый лепесток у цветка, это делает работу засушенной и скучной, излишне дробной и неинтересной в итоге. Надо уметь вовремя остановиться.
Кисти: работаем синтетическими кистями подбирая их по размеру мазка
Желательно начинать с тех, которые на заднем плане. Стоит начать со стеблей и листьев букета, далее ваза, и потом уже букет над вазой. Опять-таки стебли и листья, потом цветочки-лепесточки, потом серединку цветов.
ВАЗА С ВОДОЙ, СТЕБЛИ И ЛИСТЬЯ В НЕЙ:
Край воды
Сразу намечаем край воды пятном сиены. Вода, листья и стебли под водой выглядят более коричневых оттенков.
Стебли и листья:
Цвет: различные оттенки зелёного, с учётом этого перемешиваем краску на палитре градиентом: в светлых листьях и стеблях больше жёлтого, в тёмных больше синего.
небесный голубой + кадмий лимонный
(как вариант: церуллеум + кадмий жёлтый)
Для тёмных тонов: травяная зеленая + марс оранжевый + фиолетовая светлая
Для разнообразия оттенков используем: кадмий жёлтый, травяная зелёная, окись хрома, сиена натуральная + травяная зелёная
Для особого эффекта где-то по центру пучка стеблей стоит сделать «акцент» - мазок кадмия жёлтого. Несколько мазков разбелёной окиси хрома (или любой другой активной холодной краски).
Ваза:
Титановый белый наносим по краю вазы и слегка растушевываем.
Наносим линию воды в вазе, она состоит из светлой полоски вверху полуовала и темной полоски снизу: нанести несколько мазков сиены и зелёных оттенков среднего и тёмного света.
Дно вазы:
наносим рефлекс фона:
1 мазок неаполитанской желтой …
1 мазок ультрамарин + кость жженая + белила
Наносим блик на вазе мастихином. С противоположной части блика забеляем часть вазы - это рефлекс.
Грубой кистью слегка наносим белила, повторяя форму вазы. Блик, находящийся ниже кромки воды, также растушёвываем сухой чистой кистью.
III ЭТАП - Прорисовка цветов
Мастихин: лепестки мелких цветов и другие тонкие детали лучше рисовать мастихином
Тонкие ветки: тонкая синтетическая кисть или мастихин
Незабудки:
свет: ультрамарин + белила (нежно-голубой)
тень: ультрамарин + фиолетовый светлый
Нераскрывшиеся бутончики незабудок: ультрамарин + белила + фиолетовый + кадмий розовый светлый (фиолетово-розовый)
Серединка цветка: оранжево-желтый - смесь кадмия жёлтого и кадмия красного.
Оцениваем натюрморт «в общем» - что не хватает нашему букету и что в нем лишнее.
Удалить большой участок нарисованного лучше ветошью или салфеткой. Мелкие детали или излишки краски снимаем ватной палочкой.
Добавляем рассыпанных по столу цветочков. Это придаст живости букету.
В цвета отдельных незабудок добавим ультрамарина с небесной голубой.
Все готово!
Отправляем картину сохнуть. Напоминаю, что по правилам картина покрывается лаком лишь через полгода после просыхания.
Источник:
https://www.livemaster.ru/topic/2678373-risuem-nezabudki-maslom-na-holste