Я посмотрела этот мультфильм пару дней назад и он мне понравился. Это не тот мультфильм, который бы стал для меня лучшим или самым любимым. Но он мне нравится. Он хороший.
Знаете, бывает забавно составлять впечатление о фильме, книге или чём-то ещё по каким-то деталям, слухам, отрывкам и так далее, а потом смотреть его и обнаружить, что образ, который сложился у тебя в голове отличается от того, что на самом деле. Это как долго слышать о человеке, а потом познакомиться и узнать его получше. Но об "Энканто" я мало что знала. Избегала спойлеров. Хотя конечно песня "We don't talk about Bruno" постоянно появлялась среди моих рекомендаций на YouTube. Ещё бы, эту песню написал сам Лин-Мануэль Миранда, а он сейчас один из самых известных композиторов. И, пожалуй, заслуженно. Так как я не хочу писать рецензию, то просто расскажу о том, что мне понравилось. Если не хотите спойлеров, то лучше посмотрите сам мультфильм. (На адалтмульт его можно посмотреть в оригинальной озвучке с субтитрами).
Итак... Прежде всего у нас тут семья, члены которой получают волшебные дары в день своего пятилетия. Интересно, что в пять. Обычно роковой возраст для обретения необычных способностей или чего-то в этом роде десять, двенадцать, четырнадцать или шестнадцать-восемнадцать. Реже тринадцать. Если говорить о самой концепции, мне это напомнило рассказ Рэя Брэдбери "Семейная встреча". Семья Эллиот, в которой много всякой нечисти, типа призраков, вампиров, мумий и Тимоти, подкидыш, который страдает от того, что он самый обычный человек. Особенно мне запомнилась девушка, которая могла отправлять своё сознание в полёт по всему миру и вселяться в других людей. Но не суть.
Да, такая концепция с необычной семьёй не редкость. Перефразируя Льва Толстого, "Каждая семья необычна по-своему". Но мне нравится, что в "Энканто" подробно рассказывают о том, как важна семья Мадригаль для всех жителей этого города. Во многих сюжетах необычные люди либо местные чудаки (если не похуже), либо скрываются от остальных. Впрочем, тут ещё интереснее, город буквально построен вокруг этой семьи с тех пор как появилось волшебство. Так что тут все свои.
Несколько слов о бабушке, она же Абуэлла, она же Альма. Я не понимаю, почему некоторые зрители считают её злодеем. Она даже не совсем антагонист. Она просто... Ну, как Шифу из "Кунг-фу Панда". На самом деле это сравнение очень подходящее. Пожилой, строгий, многое переживший, усталый человек, который возлагает большие надежды на своих учеников или семью. Да, именно такой типаж. Они оба пережили потерю, оба сталкиваются с необъяснимым выбором, оба понимают, что были неправы. Просто Шифу никогда не рассматривается как злодей (разве что в безумных теориях), потому что, во-первых, в истории уже есть злодей, а во-вторых, потому что он суровый учитель боевых искусств, который внезапно сталкивается с неподходящим учеником, который каким-то образом стал избранным. Поэтому Шифу легко понять, ведь если По не справится, всё пойдёт крахом.
Что касается Альмы, то от неё мы изначально ожидаем чего-то другого. Да, она хранительница волшебной свечи и вообще патриарх (или матриарх?) семейства, но в первую очередь она мать и бабушка. Мы сразу видим контраст между тем как она относилась к Мирабель в детстве и тем, что случилось после того как девочка не получила дар. Она относится к ней холоднее и строже, чем к остальным членам семьи. К тому же сын Альмы покинул семью как раз после пророчества о будущем Мирабель, это тоже ее напрягает. Но что бросается в глаза, так это то, как бабушка то и дело не даёт своей внучке сказать то, что она хочет, отрицает трещины в доме (хотя знает, что это правда), не понимает желаний своих внуков. И конечно же зрители справедливо подозревают, что именно она запретила говорить о Бруно. Всё так.
Но это не значит, что Альма злодей. Она просто забыла, что дары, которые даёт свеча, именно дары. Не полезные способности, которым обязательно искать применение, а подарки по сути бесполезные как само искусство. Как говорил Оскар Уайльд, из искусства конечно можно извлечь пользу, но эта польза случайна, даже не совсем правильна, по его мнению. Я не думаю, что Уайльд был прав во всём, но в его утверждении определённо есть смысл. Польза это то, что дополняет жизнь, а не является ее сутью.
Забыла Альма и о том, что отсутствие дара не равно бесполезности. Она хотела, чтобы все в семье помогали жителям Энканто. И дело не в том, что они не хотят помогать. Дело в том, что бабушка не понимает, что им не обязательно вести себя определённым образом. Она хочет, чтобы её семья была идеальна. И чем более уязвимы её родственники, тем больше они ощущают давление.
Но проблема этой семьи отнюдь не в отсутствии любви. Возможно как раз больнее всего от того, что все они очень любят друг друга. Не прячутся за фасадом, не оскорбляют друг друга. Они действительно хорошая семья, без шуток. Это проявляется в мелочах. То, как Луиза доверяет Мирабель. То как Камило подбадривает своего брата. То, как с подачи Феликса бабушка начинает танцевать. То, как Пепа и Исабела держатся за руки во время песни. Очень много таких мелочей.
Так от чего же дом трещит по швам? От того, что не говорят. От того, что замалчивают, прячут в себе, боятся сказать. "Не говори о Бруно", "Не упоминай пророчество", "Сделай вид, что всё хорошо". Бабушка не рассказывает, как ей больно от мысли, что они могут всё потерять. Мирабель не говорит, как она чувствует себя неполноценной из-за отсутствия дара. Луиза до паники боится ослабеть. Исабела молчит о том, что ей надоело быть идеальной. Антонио в свой день рождения прячется, боясь, что не получит дар. Пепа и Джульетта грустят о потере брата, каждая по-своему. (Пепе ещё и ее дар докучает, ведь её чувства влияют на погоду). Долорес только в песне мельком упомянет о своей неразделённой любви. Бруно ушёл, никому ничего не сказав, потому что решил, что семье будет лучше без него. А Камило... в порядке. Нет, он правда в полном порядке! Будьте как Камило!
(Я не упомянула Августина и Феликса, но им как раз приходится переживать за своих жён и детей. Да и тёща им тоже не чужая).
Впрочем я была не совсем права об отсутствии оскорблений. Между Мирабель и Исабелой есть конфликт, который они успевают решить в процессе песни "What Else Can I Do?". Это конфликт старшего ребёнка, которого хотят видеть идеальным, и младшего, на которого особых надежд не возлагают. Было такое у Хельги с Ольгой в сериале "Эй Арнольд!". Скажите спасибо Бруно, который спровоцировал это примирение. Да, кстати, о Бруно...
Это персонаж, о котором так говорят-не-говорят, что любопытство он вызывает сразу. Я люблю Бруно не только за то, что он продолжает незаметно помогать своей семье. Не только за то, как он говорит, умудряясь не только сказать важные и мудрые слова, но и ляпать невпопад. Но и за то, что в нём нет ни капли желчи. Иногда он грустно шутит о своём положении, но он не злится на свою семью. К тому же, стоит отметить, что то, как он придумывает способы развлечься в одиночестве, впечатляют. Особенно мне нравится, как Бруно со вздохом отбрасывает стекло с предсказанием, где Мирабель обнимает Исабелу. "Ну, конечно же я так и знал. Никому не нравится то, что я предсказываю".
Проблема Бруно не только в том, что он сам не знает, что делать со своим даром. Он пессимист и видит в будущем в основном что-то плохое или неприятное. Вот тут у сценаристов вышел небольшой косяк. Некоторые из предсказаний Бруно даже не предсказания, а небольшие замечания не к месту или невпопад. (Ох, если бы он знал, что его ждёт из-за шуточного замечания в адрес сестры в день её свадьбы! Бруно, ну, неужели ты не в курсе, что у Пепы и так настроение меняется каждые пять минут, а во взвинченном состоянии она и ураган может устроить!) Так вот, не знаю, ошибка ли это или просто нехватка времени, но Бруно стали опасаться не только из-за того, что он предсказывает людям одни неприятности, а и из-за того, что он редко видит что-то хорошее в будущем. Сценаристы на это намекнули, но так как это можно трактовать по разному, то люди кажутся чересчур несправедливыми по отношению к Бруно. А ещё его проблема в том, что он действительно делает замечания не к месту. Об этом говорит первая реплика Бруно в адрес племянницы, которая чуть не упала в провал: "Ты очень вспотела". Именно поэтому Мирабель говорит ему, что у некоторых чудаков плохая репутация, имея в виду и саму себя. Бруно действительно чудак, который не всегда знает, что сказать, да и видения свои он не всегда понимает и видит не до конца, точнее даже не в хронологическом порядке. Но дар-то надо как-то использовать, вот он и пытался найти ему применение. Предупреждать людей о будущем, чтобы они успели подготовиться, имеет смысл, только если сама подготовка не приведёт к нежеланному событию. Скажу по себе, предвкушать неприятности, порой даже хуже, чем переживать их. Дар Бруно был полезен тогда, когда его мама хотела убедиться, что их не ждёт опасность. Но в обычной, достаточно мирной жизни Энканто он не слишком-то полезен и даже вреден прежде всего для пророка.
Хочу ещё отметить, что Бруно может быть очень решителен, несмотря на свою робость. Он боится встретиться со своей мамой, но когда понимает, что та может обвинить Мирабель, яростно заступается за неё, взяв всю вину на себя. А они уже и так всё решили... Опоздал немного.
Когда Альма признаёт, что так боялась потерять волшебство, что забыла о том, что не семья для чуда, а чудо для семьи, то это действительно очень трогательно. Она заботилась о "Семье Мадригаль", но забыла о том, как действительно могут себя чувствовать себя члены семьи. А они любили её и боялись огорчить. Это ведь очень легко, заботиться о человечестве и забыть о людях.
Но ещё трогательнее, когда Мирабель говорит ей, что понимает её. Теперь она знает, что она пережила. И если раньше она сорвалась, сказав, что это бабушка разрушает дом и семью, то теперь Мирабель ей напоминает, что именно Альма создала эту семью и спасла их. И они справятся со всем. Починят дом, восстановят отношения, вернут волшебство. Точнее волшебство возможно и не исчезало, просто притаилось, ожидая примирения семьи.
Да, им стоило только поговорить, чтобы всё решить. Но кто сказал, что говорить о проблемах просто? Говорить трудно. Особенно, когда тебя не хотят слушать. Почти в каждой семье есть то, о чём трудно сказать. Есть тема, которой все избегают. "We don't talk about Bruno", а почему? Потому что говорить о Бруно грустно и больно. Ведь он пропал и они не знали, что с ним случилось. Поэтому проще не говорить. Проще просто обойти эту тему стороной.
Мне нравится песня "We don't talk about Bruno". И, как и многим, мне очень нравятся партии Долорес и Камило. Если Долорес взволнованно шепчет, рассказывая то, что знает о Бруно и пытается намекнуть, что слышит его шаги в доме, то Камило скорее исполняет куплет из песни о проклятом колдуне в своей фирменной манере. То есть актёрствует напропалую. Танец Долорес - тихий шелест, она то и дело прикладывает палец к губам, а Камило ведёт себя так, будто готовится к поставке "Кошек". Контраст между настороженной старшей сестрой, у которой ушки на макушке, и дерзким весёлым младшим братом просто прекрасен.
Ещё немного о Камило. Мне он очень понравился. Впрочем, многим зрителям запомнился этот паренёк, умеющий превращаться в других людей. Понимаете, он выделяется тем, что у него вроде и нет проблем. Конечно, создатели говорят, что всё же какие-то есть, нельзя же совсем без них. Но проблемы Камило скорее актёрские. Он не комплексует, не жалуется, не злится, он просто на своей волне. Есть в нём что-то солнечное.
Камило не навязчивый, хотя любит дразнить своих родственников. Меня лично покорило то, как он притворялся Долорес, чтобы получить больше еды. Типа, авантюра не удалась, но за попытку спасибо.
Думаю, многие обращают внимание на то, как он хорошо танцует и поёт. Хотя это свойственно всей семье, он именно актёр, который во всё вносит некоторый драматизм.
Он хитрый, обаятельный, дерзкий, смешной, немного ленивый и любит быть в центре внимания. Но ещё Камило заботливый и понимающий, помните, как он успокаивал свою маму и подбадривал брата? Он заботится о детях, судя по первой песне, и развлекает всех горожан, он никогда не ощущает свой дар утомительным. Думаю, мне нравится, как он говорит о том, что у них нет дома. Типа, люди, вспомните, мы вообще-то дом потеряли.
Всего шесть минут на экране, может чуть больше. Но его слова, голос, движения, мимика, поступки раскрывают его. И наверное поэтому хочется узнать больше. К тому же Камило что-то вроде отдыха для зрителей, которые постепенно понимают, что в этой семье у всех есть свои проблемы. Он тоже не остаётся в стороне, он переживает за других, он пытается помочь. Но у него нет того, что разрушает его изнутри. Мне Камило, наверное, немного напоминает Эла Янковича. Человек, которому разрешили быть счастливым, как сказал Эрик Бёрн. Или точнее тот, кому дополнительные разрешения не нужны.
Конечно, многие заметили, что персонажей в "Энканто" многовато. В семье Мадригаль двенадцать человек. (Ещё Педро. Он умер, но дух его живёт в волшебстве Каситы. Наверное). Проблема даже не в том, что персонажей много, а в том, что из-за этого не совсем ясно, как каждый из них относится друг к другу, просто не хватает времени. Например, Луиза и Камило вообще не говорят друг с другом весь мультфильм. Но на самом деле это как раз работает на сюжет. Если бы их было меньше, то вряд ли они забыли бы отметить, есть ли Мирабель на фотографии. Как раз то, что это большая семья, в которой у каждого есть чем заняться, объясняет, почему они не могут решить все проблемы чуть быстрее.
Может быть, некоторым не понравились животные, с которыми говорит Антонио. Они скорее источник для шуток, чем персонажи, хотя крысы Бруно очень важны для истории. Но вы забыли, что главная фишка "Дисней" не принцессы, а забавные животные. И отказываться они от неё не намерены.
Или комната Бруно. На неё потратили экранное время, но, благодаря этому, мы понимаем, почему никто из семьи не нашёл стекло с видением. Просто очень небезопасно искать.
Источник волшебства в "Энканто" не объясняется. Мы знаем, что он возник из любви и боли Альмы и Педро, но почему? На этот вопрос не ответят. Магический реализм. Или просто сказка. Но порой всё объяснять и не надо. Иногда объяснения мешают истории. Почему Мирабель не дали дар? Нам самим предлагают ответить. Многие сходятся на том, что дар Мирабель в том, что она как дирижёр для оркестра. Дирижёр не играет на музыкальном инструменте, но оркестру без него никак. Возможно так бабушка получила намёк, кто станет хранительницей волшебства после неё. Ведь у Альмы тоже нет особого дара, но именно она, как и Мирабель говорит с Каситой напрямую и может ей распоряжаться.
Мне много чего нравится в "Энканто". Стиль, цвета, пейзажи, танцы, голоса персонажей. Поют они тоже чудесно. Песня "We don't talk about Bruno" конечно самая популярная. Но больше всего меня трогает песня о двух гусеницах. Песня о переменах и о том, что их не надо бояться.
Click to view
О, гусеницы, больше не цепляйтесь друг за друга.
Вы должны разойтись, чтобы потом вернуться.
Так вы будете двигаться вперёд.
Грядут чудеса, грядут куколки.
Вы должны уйти и построить собственное будущее.
Особенно пронзительно, что в это время нам показывают историю Альмы и Педро и мы понимаем, как тяжело на ней сказалась его смерть. Под конец песни гусеницы станут бабочками, а Мирабель и бабушка наконец поймут друг друга. Они больше не обвиняют друг друга, они поняли, что были не правы. И если что-то сломано, то они починят это вместе