В последнее время мне все больше и больше кажется, что многое из того, что обычно говорят о "несении креста" - лабуда.
Муж лупит - терпи и смиряйся, это твой "крест". Только это не крест, а полная фигня, которую терпеть совершенно нельзя. В церковном приходе унижают - со смирением неси "крест", его "Бог послал". И это лабуда. Любую жизненную фигню, в том числе, абсолютно неприемлемую со всех точек зрения, называют "крестом" и тем самым делают ее "приемлемой" и даже типа "спасительной" и "богоданной". В русле поговорки "Бог терпел и нам велел", неизвестно откуда взявшейся.
Иисус, собственно, в своей жизни нес крест, наверное, не более получаса. Только нес по-настоящему. После глубоко раздерших кожу римских бичей, еле живой после избиения, едва держащийся на ногах... Но в остальное время жизни Иисус ел, пил, спал, ходил, когда жил в Назарете - пилил доски, потом - путешествовал по городам и селам. Его жизнь была далеко не сахар, Он ночевал у случайных людей и под открытым небом, рано вставал, преодолевал долгие расстояния, часто оставался без еды, раз уж голодные ученики в субботу ели зерно с чужого поля. Но жизнь свою Иисус крестом при этом не называл. Крест - это ведь смерть, не жизнь. И когда Иисус говорил о кресте, Он, кажется, говорил о готовности принять смерть и о преследования за доверие к Мессии, а не о житейских трудностях.
Это все к тому, что пару дней назад мне попались мысли о кресте умного и по-настоящему проницательного мужика по имени Амвросий, того самого, который в Оптиной пустыне жил. И вот он знал, на самом деле знал, что такое крест, которого, в конечном итоге - нет:
"Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни; а все же дерево, из котораго он сделан, всегда выростает на почве его сердца".
И еще:
"Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону; вот тогда являются разные обстоятельства, которыя и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны".
Кажется, об этом же давным-давно говорил и еще один проницательный мужик по имени Лао Цзы, о том, что все зависит на самом деле от угла зрения:
Высшие люди, узнав о Пути, являют усердие и претворяют его.
Обычные люди, узнав о Пути, отчасти следуют ему, отчасти нет.
Низшие люди, узнав о Пути, громко смеются над ним.
Если б они не смеялись, это не был бы Путь.
А потому издавна говорят так:
Пресветлый Путь кажется мраком.
Путь, ведущий вперед, кажется отступлением.
Ровный Путь самый труднопроходимый.
В комментариях к Дао Дэ Цзину сказано, что последнюю фразу можно перевести как "неслышный путь кажется зарослями колючек". Но такого ведь на самом деле не бывает, это только "кажется"... Иллюзия, смещение угла зрения, расплывчатость, нечеткость видения - и все, человек сошел с Пути... а Бог тут действительно не при чем, Он ничего такого человеку не посылал.
Ущелье в Карачаево-Черкессии