Предвестником водного апокалипсиса в Донбассе стало второе июня. Тогда из-за боевых действий была остановлена Донецкая фильтровальная станция. Огнем были повреждены линии электропередачи, станция была обесточена. В течение нескольких дней донецкое командование и представители России в СЦКК пытались наладить диалог с военным руководством Украины и получить гарантии безопасности. К концу дня 6 июня это удалось. Ремонтные бригады наладили энергоснабжение, персонал станции промыл фильтры и произвёл хлорирование. 7 июня Донецкая фильтровальная станция возобновила свою работу. Как выяснилось, радость по этому поводу была преждевременной, впереди Донбасс ждал настоящий водный апокалипсис.
В день запуска фильтровальной, Ясиноватский район подвергся мощному артиллерийскому и миномётному обстрелу. Около 18:00 под огнём оказалась территория насосной станции первого подъёма Южнодонбасского водовода, расположенная в окрестностях села Васильевка. Эта станция подаёт воду на Донецкую фильтровальную станцию, которая обеспечивает водой почти 600 тысяч человек, а также на Красноармейскую и Великоанадольскую фильтровальные станции, обслуживающие около 400 тысяч человек на юге Донецкой области. Кроме того, благодаря работе станции, техническую воду получают крупные предприятия региона, такие как Авдеевский коксохимический завод и Кураховская ТЭС. Обстрел длился несколько часов подряд. В ночь на 8 июня он повторился. Утром территория станции была усеяна неразорвавшимися боеприпасами.
При детальном осмотре специалистами выяснилось, что обстрелами повреждены цепи управления энергооборудованием, агрегаты требовали серьёзного ремонта. Обстрелы тем временем не прекращались. В таких условиях было принято решение об остановке работы станции.
В тот день была сокращена подача воды в подконтрольный ДНР город Докучаевск. Ряд крупных городов юго-западного Донбасса, находящихся под контролем Киева, получали воду по часам.
Председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин призвал мировую общественность обратить пристальное внимание на сложившуюся ситуацию, заявив о том, что она нарушает дополнительные протоколы Женевской конвенции, которые запрещают намеренное разрушение водной инфраструктуры. Но мировая общественность, как водится, осталась глуха к просьбам Донбасса.
На 9 июня были намечены ремонтные работы на станции, однако, украинская сторона не дала гарантий безопасности и не смогла обеспечить режим тишины. На свой страх и риск, находясь «на мушке» украинских военных, сотрудники предприятия и сапёры ДНР всё же сумели провести ряд восстановительных и сапёрных работ. Это Донбасс, и тут не привыкли ждать и жаловаться. Сапёры в тот день обнаружили и обезвредили свыше 30 единиц боеприпасов - артиллерийских снарядов калибром 122 мм и крупнокалиберных мин.
10 июня в полдень насосная станция была запущена в работу. А уже в полночь предприятие вновь оказалась под обстрелом ВСУ. Как говорит один известный телеведущий: «Совпадение? Не думаю». В результате обстрелов были повреждены два электрических ввода (линии электропередачи и трансформатор 35 кВ), здание насосной станции, окна и двери в нём, здание аккумуляторной. Снаряды, рвавшиеся на территории станции, вырывали с корнем деревья. Станция вновь была обесточена и остановила свою работу.
Подача воды в подконтрольный ДНР Докучаевск на этот раз прекращена полностью. Силами МЧС ДНР организован подвоз и раздача питьевой и технической воды для жителей города. По состоянию на 12 июня населению доставлено порядка 50 тонн воды. В городе введён режим чрезвычайной ситуации местного уровня.
Гораздо серьёзнее ситуация в подконтрольных Украине городах. Без воды там остались 382 тысячи человек в 14 городах и 58 сёлах. Подвоз питьевой и технической воды до сих пор не организован, не смотря на бодрые рапорты губернатора Донецкой области Павла Жебровского. Более того, вода заканчивается и в магазинах. Об этом сообщают жители «обезвоженных» городов на страничке губернатора в социальной сети:
Наталья Кружко: «Селидово. Где графики подвоза воды??? Объехала весь город, воды нет никакой....»;
Оля Полякова: «Волноваха, вода только техническая из котельной со скважины, рыжего цвета»;
Валерия Кулиш: «Нет воды, зато безвиз. Это и есть новая жизнь?»;
Влад Игнатьев: «Осталось ещё дождаться безсвет и безгаз для полного счастья»;
Юлия Родионова: «Добрый день. Дайте разъяснения, пожалуйста, где искать графики подвоза и воду (питьевую и техническую) в Покровске? Куда звонить, кроме как в пустые вёдра? Позвонила на горячую линию Покровского горсовета, мне сказали, что подвоз питьевой воды не предусмотрен. Есть только на Динасе за деньги»;
Анна Мосейчук: «В городе Родинское вода даже в магазинах на исходе, а о подвозе воды, как технической, так и питьевой, даже речь не идёт»;
Алина Волных: «Украинск - воды нет! Совсем нет - технической, питьевой, никакой! Подвоз не осуществляется! Каждый выживает, как может!».
В настоящее время в «украинской» Донецкой области рассматривается возможность введения режима чрезвычайной ситуации.
Если в ближайшее время насосная станция не будет отремонтирована, жителей Донбасса по обе стороны фронта ожидает масштабная гуманитарная катастрофа с непредсказуемыми последствиями. Впрочем, украинская власть с радостью это примет. Чего не сделаешь ради того, чтобы в очередной раз выставить себя жертвой в глазах всего мира. Особенно, в преддверии важного для России саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге.