Зачем ЕС ищет «энергетическую альтернативу» России не там, где она действительно есть

Mar 05, 2015 00:27

zhsq70 в Зачем ЕС ищет «энергетическую альтернативу» России не там, где она действительно есть

Европейский Энергетический союз: ловкость рук и никакого мошенничества

Ответ на вопрос - зачем Евросоюз так старательно ищет альтернативные источники поставок энергоносителей, в частности газа, - самоочевиден. По крайней мере, в западной системе ценностей. В конце концов, экономические санкции и всякие там торговые эмбарго как средство политической борьбы придумали как раз в Европе. Кому интересно, могут почитать на тему Континентальной блокады, проводившейся Наполеоном I по отношению к Великобритании в 1806-1814 годах. Если есть возможность где-нибудь перекрыть краник поставок чего-либо важного, то это непременно следует сделать. Потом чуток подождать до начала задыхания экономики противника. И лишь затем предложить переговоры на важную политическую тему.

Общее текущее потребление газа в Европе по итогам 2014 года (данные за период с января по октябрь) составляет примерно 495,4 млрд м3. По разным причинам, в том числе за счет развития «зеленых технологий» и, в целом, заметно более теплой, чем обычно, зимы, оно упало на 7,1% в ЕС и на 8,6% в Турции. По источникам получения газа этот объем довольно точно делится на три части. Одна треть добывается на собственных месторождениях в Северном море. Еще треть (именно так, 29,67% за 2014 год) - 147,2 млрд. кубов - поставляется Газпромом. Остальное приходит из прочих источников: Африки, Ближнего Востока и США. При этом пик собственной добычи пройден. Например, в Великобритании ежегодное падение объемов добытого газа на протяжении уже более 5 лет держится на уровне 7%. В результате из 91 млрд. кубов потребляемого газа Лондон вынужден покупать 49 млрд. Из них 29% - в Норвегии, 7% в Нидерландах, 7% - в Бельгии, 15% (или 14 млрд. кубов) - СПГ из Катара. По оценкам специалистов, к 2020 году за счет импорта Великобритании придется покрывать не менее 70% своих потребностей.

И это еще не самая худшая ситуация в ЕС. Так что превращение поиска «нероссийских» источников получения газа в идею-фикс вполне понятно. Ибо если не сделать чего-нибудь эдакого, то к 2025 году российский газ займет две трети газового рынка Европы. Как после этого можно будет вводить какие-бы то ни было антироссийские экономические санкции? А без них как вообще возможно пытаться влиять на политические решения в России? Так что опубликованный Еврокомиссией 24 февраля 2015 года план создания Энергетического союза совершенно закономерен.

В целом он преследует две глобальные цели. Во-первых, найти, точнее, создать, «не российский» канал получения газа. Во-вторых, получить доступ к международным договорам на поставку топлива еще до момента их подписания. Развернутая вокруг проекта пиар-компания сильно напирает на первом и старательно держит в тени второе. А когда вам что-нибудь недоговаривают, дело обычно смахивает на шулерство. Значит, следите за руками.

Поиск «нероссийских» источников уже сам по себе отдает некоторым обманом. Ибо фактически речь идет не столько о том, чтобы вытеснить Газпром из Европы, сколько найти возможность не дать ему занимать освобождающуюся долю газового рынка. Ее формируют три объективных фактора.

Во-первых, как уже говорилось выше, падает собственная добыча в Северном море. Примерно на 9-9,5% или на 14,25 млрд. м3 в год.

Во-вторых, рост добычи газа в Катаре окончательно отстал от роста спроса в ЮВА, прежде всего - в Китае. Наращивая свою промышленность, а также стремясь привести свое среднедушевое потребление газа до уровня Южной Кореи, Пекин в скором будущем выйдет на потребление газа в объеме 2 трлн. кубов в год. Для справки, все сегодняшнее потребление газа на планете составляет 3,3 трлн. м3. Потому добыча газа в Катаре уже давно и надолго, минимум до 2020-2023 года, законтрактована потребителями из ЮВА. Последняя европейская страна, успевшая урвать себе часть объемов - это Польша. Больше свободного газа в Катаре нет, и на ближайшие 8-10 лет не будет.

В-третьих, обещанная Америкой великая сланцевая революция, скажем дипломатично, не состоялась. Хотя это был один из козырей, с помощью которого США агитировали ЕС на создание трансатлантической зоны свободной торговли. Точных цифр обещанных объемов в открытых источниках нет, но в комментариях называются «до 200 млрд. кубометров американского СПГ в год» по цене, может и малость дороже, чем российский, но явно дешевле, чем газ из Катара.
Получается, что «сейчас», т.е. не позднее 2020 года, Европе необходимо где-то найти примерно 70 млрд. кубометров газа ежегодных поставок. Иначе их придется покупать у России без вариантов. Т.е. согласиться на увеличение доли Газпрома с нынешних 30 до 44% через 8 лет. Этот газ Европа, по словам вице-президента Еврокомиссии «нашла» в Азербайджане, Туркмении и, как ни удивительно, в Иране. Определенный резон в этом заявлении есть. Месторождение Шах-Дениз, расположенное в азербайджанском секторе шельфа Каспийского моря содержит 1,5 трлн. м3, а общие запасы газа в Азербайджане достигают 2 трлн. кубов. Запасы месторождения Галкыныш в Туркмении оцениваются от 13,1 до 21,2 трлн. кубометров. Это четвертый показатель в мире. Больше только в Иране, чьи разведанные запасы оцениваются в 34 трлн. м3.
На первый взгляд, вполне себе достаточно для наполнения Южного газового коридора, по которому пройдет Трансанатолийский трубопровод (TANAP). По замыслу авторов он будет состоять из нескольких этапов. Сначала газ по южно-кавказскому газопроводу пойдет от Каспия до грузино-турецкой границы. Далее труба протянется через всю Турцию до границы с Грецией. Казалось бы, вот оно - счастье. Но если внимательно присмотреться к деталям, картина несколько меняется. Начнем, как водится, от печки, т.е. от месторождений. Формально все правильно. Более 50 трлн. кубов газа в указанном месте действительно есть. Но…

Туркмения уже продает газ России, Китаю и Ирану. Из 76,9 млрд. кубов годового объема добычи, на экспорт уходит 43,9 млрд. Из них около 20 млрд. - в Китай. Страна, конечно, активно расширяет добычу, тем более это дело широко финансируется китайскими банками. Но весь будущий объем снова оказывается уже расписанным. В 2012 году Туркмения подписала с Китаем соглашение об увеличении экспорта до 65 млрд. кубов газа в год. Это съест все наращивание добычи на ближайшие 10-12 лет. Европа пытается сагитировать Ашхабад перебросить часть «российского» объема напрямую в Европу через TAPAN. Мол, Европа будет платить дороже, чем сейчас платит Москва. Но, во-первых, сотрудничество с Россией, кроме прямой выручки от продаж газа, дает Туркмении множество других серьезных преференций, которые европейскими деньгами даже близко не компенсируются. Во-вторых, европейцы не просто предлагают покупать дороже. Участие в проекте TAPAN увязывается с предоставлением европейским добывающим компаниям, в частности BP, долей в газовой добыче в самой Туркмении. Т.е. часть дополнительных прибылей все равно пройдет мимо бюджета и сразу осядет в европейских карманах. Что совершенно не впечатляет Туркмению.

В Азербайджане дело обстоит еще веселее. Там на европейские условия, в целом, согласны. Государственной компании Азербайджана (ГНКАР) предусмотрена в проекте доля в 58%, турецкой Botas - 30%, британской ВР - 12%. Но максимальные объемы экспорта не превышают 10 млрд. кубометров. И вырасти в будущем они могут лишь до 12-13 млрд., что совершенно недостаточно. Ни для проекта TAPAN, ни, тем более, для потребностей Европы. Изначально пропускную способность TAPAN заявляли как 20 млрд. кубов в год сразу на этапе запуска. И далее до 40 млрд. кубов после строительства второй параллельной ветки к 2020 году. Сейчас же про вторую ветку речи уже не идет вообще, а пропускную способность первой уже снизили до 16 млрд. кубов. Не только на Азербайджан, а всего, на всех участников, включая Иран. Причем трубопровода еще нет, хотя строительство азербайджанского участка уже начато. Первый газ по нему ожидается не ранее 2018 года, а выход на полную проектную мощность намечен где-то в 2019 - 2020 году.
Что касается Ирана, то про импорт его газа Брюссель говорит много, но никак не освещая скользкий момент с действующими антииранскими санкциями, в том числе блокирующими торговлю нефтью и газом. Пока вся внутренняя добыча страны - 160 млрд. кубов - без остатка идет на удовлетворение растущего внутреннего спроса. Теоретически Европа намекает на то, что американская позиция по санкциям постепенно ослабевает. Да и Евросоюз может, так сказать, в нужную сторону повлиять. Тогда Иран сможет нарастить к 2020 году свою добычу до 215 млрд. кубов, и даже до 260 млрд. - к 2030 году. Что создаст лишние 30-35 млрд м3 газа для экспорта. Но даже если не рассматривать реалистичность обещаний «поспособствовать возможности создания перспективы пересмотра взглядов на подход…» (как это обычно говорят дипломаты, когда им что-то сказать надо, но ничего конкретного сказать нельзя), все равно остается непонятным другой момент. Зачем Ирану продавать излишки своего газа в Европу? Какую бы цену ни предлагал Брюссель, в Пекине газ еще долго будут покупать значительно дороже. В результате получается, что все разговоры о поисках альтернативных Газпрому источников газа для Европы в реальности сводятся лишь к получению всего 10-12 млрд. м3 из тех 217 млрд., которые к 2020 году составят нынешние 147 млрд. кубов доли российских поставок плюс 70 млрд. ожидающегося дефицита из-за падения собственной добычи в Северном море.
Про перспективы сланцевой добычи в Европе разговор можно даже не начинать. Их нет. Совсем. Причем, из приходящего по трубе TAPAN непосредственно странам Евросоюза достанется… - этого сейчас точно не знает никто. Ибо в официальных пресс-релизах расклад приводится исходя из полной загрузки TAPAN на 16 млрд. кубов. Тогда 6 млрд. остаются в Турции и 10 - уходят дальше в Европу. Но как там выйдет фактически, если реальный объем из Азербайджана не превысит 12 млрд., а Турция настоит на сохранении «своих» 6 млрд. кубометров в год - вопрос, что называется, открытый. Может получиться так, что Брюсселю достанутся лишь крошки… Впрочем, в самом начале упоминался и второй, организационный, момент политического характера. На счет получения Еврокомиссией права принимать участие в процедуре заключения международных договоров на закупку газа странами ЕС. Официально такое правило должно придать газовым соглашениям больше прозрачности и рыночной предсказуемости. Ведь помимо весьма запутанного механизма формирования цены на газ в зависимости от цены на нефть, стоимости транспортировки и законтрактованных объемов, на конечное значение оказывает влияние множество политических факторов.
Например, Германия получает дополнительную скидку за то, что позволяет Газпрому подписывать контракты на поставку сразу с конечными потребителями, как, например, WinterShall или E.One. Украина, в свое время, имела скидку за размещение российских военно-морских баз в Крыму. Основания для скидок - вообще огромная и интереснейшая тема. Причем, нельзя сказать, чтобы Россия не пользовалась этим инструментом в свою пользу. Как в виде кувалды для обеспечения своих интересов в конкретной стране, так и для расшатывания политической монолитности единой Европы.
Понятное дело, Брюсселю (а в определенном смысле и Вашингтону) такое не может нравиться. Однако за красивой оберткой повышения прозрачности и выторговывания более справедливых и более «единых» условий для всех членов ЕС стоит очевидная попытка обретения легального права давления на независимую политику европейских стран. Подчеркиваю, прямого и непосредственного давления, прежде всего, в политической области. Одних лишь евродотаций, во-первых, мало, во-вторых, на них уже начинает откровенно не хватать денег. А если протолкнуть идеи, представленные в плане европейского Энергетического союза, то появляется чудесная возможность.
К примеру, прийти в Венгрию и задать вопрос - а почему это вы тут не присоединились к общей европейской декларации о признании, допустим, России - страшно тоталитарным государством, поедающим безвинных младенцев? Или, как вариант, что вам не нравится в представленных НАТО доказательствах наличия российской армии на Донбассе? Ну и что, что картинки взяты из компьютерной игры?! Ах так! Тогда мы вот тут не признаем Газпром поставщиком, соответствующим нормам и требованиям Евросоюза. А без нашего согласия никакого договора с Россией вы не подпишете. Что? Граждане у вас зимой замерзнут и промышленность остановится? И что? Вон, можете купить газ у Катара. Что? У него свободного газа нет? Тогда идите в Алжир. Там есть. Да, в три раза дороже, и что?политической области. Одних лишь евродотаций, во-первых, мало, во-вторых, на них уже начинает откровенно не хватать денег. А если протолкнуть идеи, представленные в плане европейского Энергетического союза, то появляется чудесная возможность.

К примеру, прийти в Венгрию и задать вопрос - а почему это вы тут не присоединились к общей европейской декларации о признании, допустим, России - страшно тоталитарным государством, поедающим безвинных младенцев? Или, как вариант, что вам не нравится в представленных НАТО доказательствах наличия российской армии на Донбассе? Ну и что, что картинки взяты из компьютерной игры?! Ах так! Тогда мы вот тут не признаем Газпром поставщиком, соответствующим нормам и требованиям Евросоюза. А без нашего согласия никакого договора с Россией вы не подпишете. Что? Граждане у вас зимой замерзнут и промышленность остановится? И что? Вон, можете купить газ у Катара. Что? У него свободного газа нет? Тогда идите в Алжир. Там есть. Да, в три раза дороже, и что?

Вот так и выходит, что весь проект европейского Энергетического союза представляет собой ни что иное, как шкатулку уличного фокусника. На первый взгляд, все честно, и из пустой коробки кролик достается при помощи магии. Но если подойди к вопросу «с отверткой», то вдруг выясняется, что никакой магии нет. Добродушную публику откровенно дурачат. Да еще отвлекают внимание красивыми пассами и аппетитными формами сексапильной помощницы. А на самом деле… если все это не мошенничество, то что тогда?

Александр Запольскис.

www.regnum.ru
Previous post Next post
Up