Скифские колчаны из человеческой кожи,описанные Геродотом,оказались правдой…

Nov 03, 2024 14:23

Скифские колчаны из человеческой кожи,описанные Геродотом,оказались правдой…



Жуткие подробности о нравах скифов оказались... правдой. Впервые найдены прямые доказательства того, что скифы действительно использовали человеческую кожу, обтягивая ею колчаны.

Скифы - кочевой народ, живший в том числе на юге современных России и Украины. Они славились и как умелые воины, и как жестокие и дикие варвары. Древнегреческий историк Геродот писал, что скифы сдирали кожу со своих врагов и использовали ее для изготовления колчанов. Многие века это считали выдумкой античного автора - мало ли что можно написать о далеком и малоизвестном народе? Тем более, что такой грех за Геродотом водился, что стоят его истории об амазонках и псаголовцах.

Однако международная команда ученых неожиданно подтвердила утверждение древнегреческого историка: среди кожаных изделий, обнаруженных в причерноморских степях, подтверждены, как мимимум, два колчана из человеческой кожи. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.

Ученые исследовали белки-​коллагены в образцах, взятых из 45 кожаных изделий, которые были обнаружены в прошлые годы во время раскопок в скифских могилах в современных Херсонской и Запорожской областях, а также в Николаевской области Украины. Это стало возможным совсем недавно благодаря новым технологиям ДНК-​исследований.
Неожиданным открытием стало наличие двух образцов человеческой кожи, которые впервые предоставляют прямые доказательства утверждения древнегреческого историка Геродота о том, что скифы использовали кожу своих убитых врагов для изготовления кожаных трофеев, таких как чехлы для колчанов. Мы утверждаем, что производство кожи не противоречит кочевому образу жизни и что скифы обладали сложными технологиями производства кожи, которые обеспечивали стабильные поставки этого важнейшего материала.

И два образца, как оказалось, - это человеческая кожа. Из нее были сделаны колчаны. Насколько известно, это вторая подобная находка. Ранее такие изделия были найдены в кургане башкирского Зауралья. Судя по всему, один из шокирующих обычаев, описанных Геродотом, подтвержден:



«Многие из них снимают кожу до самых ногтей с правых рук убитых врагов и приготовляют из этих кож футляры для колчанов. Человеческая кожа действительно толста и блестяща, блеском и белизной превосходит почти все другие кожи.»

При этом однообразия в конструкции колчанов не прослеживается, кроме человечьей кожи там есть вкрапления и других. И ученые считают, что скифы делали их самостоятельно - кто во что горазд.

Для большей части других образцов также удалось выяснить происхождение. Предсказуемо, что в основном это кожа овец и коз, которым вполне подходит степной выпас. Также выявлена бычья и конская кожа. Все эти виды материала обладают разными свойствами, и все они были легко доступны кочевникам. Незначительная часть образцов - кожа диких животных: рыжей лисы, кого-​то из семейств кошачьих и беличьих (точно установить вид не удалось), - на всех этих зверей скифы охотились ради меха, что доказано другими исследованиями.

«Кожа была одним из важнейших материалов кочевых скифов, использовавшихся, среди прочего, для изготовления одежды, обуви и колчанов. Однако наши знания о конкретных видах животных, используемых при производстве скифской кожи, остаются ограниченными. Скифская экономика и повседневная жизнь плохо изучены из-за их кочевого образа жизни и непропорционально большого внимания, уделяемого впечатляющим золотым предметам из могил знати, которые стали характеризовать скифскую материальную культуру в археологической литературе и народном воображении», - отмечают авторы статьи.

Археологические образцы, использованные в этом исследовании, взяты из 18 захоронений, раскопанных в 14 различных местах на юге Украины ( рис. 1 ). Для описанного исследования не требовалось никаких разрешений, и оно соответствовало всем соответствующим правилам.



На карте показаны места, из которых были извлечены образцы кожи: 1. Булгаково; 2. Ильинка; 3. Кайры; 4. Кислычевое; 5. Ольгине; 6. Орехово; 7. Отрадное; 8. Садовое; 9. Тяхинка; 10. Вильна Украина; 11. Водославка; 12. Высунск; 13. Зеленое; 14. Золотая Балка

Во многих случаях функция оригинального кожаного предмета не может быть определена с уверенностью из-за их крайне фрагментарной сохранности ( рис. 2 ). Некоторые из них, вероятно, являются элементами одежды (возможно, брюками), сапогами или сосудами. Однако большинство кожаных артефактов представляют собой остатки некоторых из самых знаковых скифских предметов: колчанов, контейнеров для хранения стрел или горитов , контейнеров, которые обеспечивали надежное хранение и транспортировку как стрел, так и лука ( рис. 3 ). Скифские лучники неизменно изображаются с колчаном/ горитосом в древней иконографии, и почти каждое скифское захоронение сопровождается набором колчанов, хотя обычно сохраняются только металлические наконечники стрел [ 27 ]. Колчаны часто изображаются на художественных и декоративных предметах того времени. Например, горитос висит над центральной сценой верхнего фриза золотой пекторали из Толстой Могилы ( рис. 4 ). Наиболее хорошо сохранившиеся колчаны из Булгаково и Ильинки позволили реконструировать методы их изготовления [ 27 ], но до настоящего исследования было мало что известно о характере материалов, используемых для изготовления более простых образцов кожаных скифских колчанов.

Рис. 2.

В работе проанализирована выборка фрагментов кожаных предметов:Всего было отобрано 45 археологических кожаных изделий для анализа ZooMS. Из каждого изделия был осторожно взят образец размером минимум 2x2 мм для анализа. Образцы были подготовлены в соответствии с ранее опубликованным протоколом для пергамента с ранее описанными оптимизациями для археологической кожи  на этот раз включая желатинизацию в течение одного часа при 65°C перед трипсиновым перевариванием.

Образцы были подготовлены в Копенгагенском университете в лабораторных помещениях Института Глобуса.

Последние три идентификации выделяются больше всего: две из них принадлежат дикому хищнику (одна идентифицирована как рыжая лисица (образец 45), другая может быть отнесена либо к тигру, льву, кунице, росомахе, выдре, либо к гиене (образец 34). Последний образец (7) из колчана, найденного в Ильинке, курган 4, захоронение 2, представляет особый интерес, поскольку он идентифицирован как человеческий.

Кожа разных видов требует разных методов подготовки. Наши результаты показывают, что скифы обладали сложными знаниями в области обработки кожи, что указывает на определенную степень ремесленной специализации. Результаты также указывают на то, что кожа, возможно, выбиралась на основе физических свойств, доступности или, возможно, по культурным причинам.

Большинство образцов взяты у одомашненных видов, которые паслись в степи и представляли собой основную часть экономики и богатства скотоводов-​кочевников. Овцы и козы являются наиболее часто идентифицированными видами, и поэтому предполагается, что они являются предпочтительными источниками кожи. Это может быть объяснено либо особыми свойствами их кожи, либо ее доступностью. Козья кожа очень мягкая, но также чрезвычайно прочная, гибкая и водостойкая, в то время как овечья кожа мягкая, гладкая и легкая, что делает их очень подходящими материалами для обуви и колчанов. С другой стороны, кожа крупного рогатого скота толстая и прочная [ 56 ].

Конская кожа является особенно прочным, долговечным и устойчивым типом кожи. Конская кожа с волосяным покровом была обнаружена в верхней одежде из погребений, раскопанных в могильниках Суглуг-​Кем I, Сыпучий Яр, Саускен 3, Эки-​Отдуг I и Бай-​Даг 5 в центральной Туве, Россия .

Все эти материалы были легкодоступны, поскольку козы, овцы, крупный рогатый скот и лошади были основными домашними животными, которых содержали и разводили скифы-​скотоводы, как изображено на изысканной золотой пекторали из Толстой Могилы [ 15 , 58 ] (см. рис. 3 ). Кроме того, кости коз и овец были найдены в качестве погребальных приношений в курганах и среди остатков поминальных пиров из Александрополя и других скифских курганов, а также в поселениях [ 59 ]. Колчаны имеют сложную конструкцию с несколькими элементами, каждый из которых мог требовать разных свойств. Поэтому не было бы необычным использовать разные виды кожи для разных целей, как это наблюдалось в колчанах из Булгаково и Водославки. В то же время использование разных видов в одном и том же колчане может также предполагать, что для их изготовления могла использоваться кожа, которая была наиболее доступна в тот момент.

Небольшая часть образцов получена от диких животных, на которых охотились ради их меха: рыжая лисица, тип кошки и представитель семейства беличьих.  Вероятно, было бы идентифицировано больше охотничьих животных, если бы было проанализировано больше образцов одежды, где мех использовался бы для демонстрации, по сравнению с обезволашенной домашней кожей колчанов. Действительно, скифские археологические меха, найденные в Украине и по всей Евразии, представляют собой части, используемые в одежде, и в большинстве своем происходят от диких животных семейств грызунов и плотоядных, таких как заяц, белка, тушканчик, крот, ласка, толстяк, горностай, соболь

Древнегреческий «отец истории» Геродот посвятил целую книгу описанию истории и обычаев скифов и сообщил о некоторых замечательных историях. Среди них есть рассказы о том, как скифы пили кровь своих врагов, использовали человеческие скальпы в качестве трофеев и сдирали кожу с убитых врагов, чтобы превратить кожу в кожаный чехол для своих колчанов:

«Скиф пьет кровь первого человека, которого он сразил. Он несет головы всех, кого он убил в битве, своему царю; ибо если он принесет голову, он получает долю от захваченной добычи, но не иначе. Он скальпирует голову, делая надрез вокруг нее у ушей, затем берет скальп и стряхивает его. Затем он соскребает плоть ребром быка, и разминает кожу руками, и, сделав ее мягкой, сохраняет ее как полотенце для рук, привязывая ее к уздечке лошади, на которой он сам ездит, и гордясь этим; ибо тот, у кого больше скальпов для полотенец для рук, считается лучшим человеком. Многие скифы даже делают одежду для ношения из этих скальпов, сшивая их вместе, как кожаные пальто. Многие также снимают кожу, ногти и все остальное с правых рук своих мертвых врагов и делают чехлы для своих колчанов; «Человеческая кожа, как оказалось, была толстой и блестящей, самой яркой и белой кожей из всех, можно сказать. Многие сдирают кожу со всего тела и возят ее на лошадях, натянутой на деревянную раму» (Геродот, Истории, 4.64).

Наши результаты, по-​видимому, подтверждают заявление Геродота . Насколько нам известно, единственный другой зарегистрированный случай использования человеческой кожи в колчане был идентифицирован в Яковлевском кургане 3, погребение 1 (IV в. до н. э.) в России

Хотя на наш современный взгляд они кажутся жуткими, другие скифские обычаи, описанные Геродотом, также подтверждаются археологическими находками . Например, недавнее повторное исследование одного из четырех крупнейших царских скифских курганов на юге Украины, Александропольского кургана, привело к обнаружению большой погребальной пиршественной зоны в непосредственной близости от кургана и, внутри него, 11 сопутствующих захоронений мужчин, женщин и детей, все из которых, по-​видимому, были убиты и похоронены там в рамках погребальных обрядов для царственного владельца кургана . Эти детали близко соответствуют описанию Геродотом похорон скифского царя (Геродот 4.71-72;. Описание того, как скорбящие совершали членовредительство во время погребения царей, чтобы выразить свою скорбь, также было подтверждено раскопками кургана Чертомлык. Здесь были найдены шесть фаланг человеческих пальцев, две из которых были со следами порезов, принадлежавших трем или четырем разным людям, что позволяет предположить, что скифы на самом деле оплакивали своих царей, отрезая пальцы

В случае колчанов, где анализировались несколько образцов ( рис. 3 ), было обнаружено, что при их изготовлении использовалась кожа нескольких видов. Так, колчан из Водославки сочетал в себе кожу коз, овец и неопознанных видов быков; колчан из Булгаково имел один из верхних элементов из человеческой кожи, а другие из козьей кожи; колчан из Орихово сочетал верхний элемент из кожи хищника с кожей козы, овцы и быка; колчан из погребения 2 Ильинки имел кожу человека, козы, лошади и крупного рогатого скота, в то время как колчан из погребения 3 имел кожу овцы, козы и лошади.

Тот факт, что, по-​видимому, нет очевидной закономерности в использовании видов для различных элементов колчана, говорит о том, что не было строгой стандартизации сырья для производства колчанов. Более необычная кожа человека и хищника, по-​видимому, использовалась в верхних частях колчанов. Это может указывать на то, что каждый лучник изготавливал свой собственный колчан, используя материалы, доступные в тот момент.

Два меховых элемента из Вильно-​Украины и Высунска, связанных с бронзовыми зеркалами, а также мех из Ильинки принадлежат диким животным: какой-​то разновидности кошки, рыжей лисице и представителю семейства беличьих. Таким образом, их использование было сдержанным.

Этнографические свидетельства указывают на то, что кочевники Казахстана и Восточного Тибета сами изготавливали кожаные изделия. В отношении скифов мы можем предположить то же самое. Действительно, центральная сцена эффектной пекторали «Товста Могила» показывает двух скифов, занятых либо снятием шкуры с овцы, либо изготовлением одежды из овчины


.

Изображения скифских воинов в кожаных одеждах с декорированными рукавами: 1-2. Позолоченная серебряная чаша из Гаймановой Могилы, северная камера (по: Bidzilia, Polin 2012, рис. 150, 158); 3-4. Золотой конус из Передериевой Могилы, Украина (Фото: Музей исторических драгоценностей Украины, Киев).

Тем не менее, следует отметить, что рельефный декор на некоторых изученных фрагментах колчанов, например, из Ильинки, Водославки, Зеленого ( Рис. 2 ; 2, 3, 5), а также некоторые из Александрополя [ 73 ], имеют отчетливо эллинский стиль. Поскольку скифы южной Украины получали много материалов и предметов в результате обмена с понтийскими греками, есть вероятность, что некоторые из колчанов были изготовлены или, по крайней мере, украшены в греческих поселениях на северном побережье Черного моря. Альтернативное объяснение заключается в том, что скифские мастера изготавливали предметы, украшенные в греческом стиле. Это вряд ли неожиданно, учитывая, что ножны скифских мечей и многие другие предметы из захоронений скифской элиты были украшены греческими мифологическими и декоративными мотивами.

Некоторые фрагменты колчана сохранили следы красного цвета .Предварительный анализ нескольких фрагментов из Ильинки идентифицировал красный пигмент как киноварь (HgS), встречающийся в природе сульфид ртути . Киноварь широко использовалась скифами для украшения различных предметов и материалов, включая деревянные древки стрел, коробки и мебель, а также костяные орудия, такие как веретена. Таким образом, наличие киновари в проанализированных образцах может указывать на использование скифских традиций и далее указывает на местное производство.

Заключение
Остатки кожи, найденные в скифских захоронениях из 13 различных памятников V-IV вв. до н. э., были проанализированы на предмет видовой идентификации оказался особенно полезным в этом исследовании, обеспечив идентификацию видов там, где визуальный анализ оказался безуспешным из-за удаления шерсти во время производства кожи и сильной деградации артефактов.

Нам удалось идентифицировать ряд одомашненных видов (все они изображены на знаменитой золотой пекторали из Толвста Могила, рис. 4 ) и некоторых диких животных. Большинство образцов получены от овец или коз, дифференцируемых с помощью ZooMS. Наши результаты помогают нам начать изучать экономику эксплуатации скифских животных - не только для еды, волокон, тяги и верховой езды, но и для самого необходимого, но редко рассматриваемого материала - кожи. Мы также идентифицировали до двух колчанов, состоящих, по крайней мере, частично из человеческой кожи, что подтверждает утверждение Геродота о том, что некоторые части некоторых скифских колчанов на самом деле были сделаны из человеческой кожи, возможно, из побежденных врагов.

Иллюстрации к публикации - картины художника Евгения Края (Евгений Край) , его изображения скифов отличаются не только живописностью, но и достоверностью.







Скифская шапка лучника  - такая же и персидская. Интересно

https://t.me/rus_inger

русский язык, ЛНР Россия, архив_Ингерманландского_полка, ВИО_Ингерманландский_полк, ЛНР, реконструкторы, люди

Previous post Next post
Up