Sep 30, 2024 13:43
«Институт научной информации по общественным наукам» подготовил исследование под редакцией заведующего отделом Ближнего Востока доктора наук Владимира Аваткова, на тему того, как Россия представлена в учебниках постсоветских стран. И что же обнаружили российские ученые в учебниках разработанных для обычных школьников пост-советского пространства? А обнаружили они много любопытного, к примеру почти во всех школьных учебниках Россия представлена как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях, что нанесло урон их культуре. И почти никакого внимания не уделяется тому, какой вклад Россия внесла в культурное и промышленное развитие этих стран. По мнению авторов исследования «продвижение в учебниках истории ложных и искаженных событий формирует негатив по отношению к России, а в будущем может стать базой для развития ксенофобии и русофобии.
К примеру авторы казахских учебников для 8-х классов рассматривают Российскую империю в качестве страны, которая стремилась использовать Казахстан исключительно как платформу для своих военных и экономических интересов. Особое внимание уделяют голоду 1921 года в Казахстане из-за неурожая и засухи. Авторы отмечают, что продразверстку, которая к концу 1920 года распространилась на все сельхозпродукты, местное население воспринимало как грабеж, что приводило к росту недовольства. В учебнике истории для 10-х классов политика Российской империи в отношении Казахстана охарактеризована автором как «территориальная экспансия», «протекторат» и «колониальная политика», которая по мнению авторов, привела к социальным конфликтам и народным восстаниям.
В учебниках истории для общеобразовательных учреждений Азербайджана представлен образ России как колониальной империи. Вся история России освещается как захваты и оккупации земель с дальнейшей эксплуатацией местного населения. При этом важно отметить, что подобный антиколониальный дискурс особо усиливается в новых учебниках, выпущенных в последние годы.
В узбекских учебниках также дается резко негативная характеристика периоду, когда Средняя Азия была в составе Российской империи и Советского Союза. За редким исключением образования, в основном говорится о том, что Россия нанесла вред как национальной идентичности, так и экономическому положению Узбекистана.
Про армянские учебники я писала еще летом. МИД РФ случайно обнаружил в армянских учебниках по истории изложение событий на Южном Кавказе конца XVIII - начала XIX века, увидев попытку пересмотреть итоги Русско-персидской войны 1826-1828 годов. «Туркманчайский мир назван не иначе, как «аннексией» Восточной Армении. Такая подача способна вызвать оторопь у любого историка», - заявили в ведомстве. В МИДе отметили, что Туркманчайский мирный договор, завершивший Русско-персидскую войну 1826-1828 годов, до сих пор оценивался как имеющий «колоссальное значение для будущего восстановления армянской государственности». Москва сочла такую трактовку «очередной беззастенчивой попыткой» переписать общую историю «в лучших традициях западной пропаганды и политического инжиниринга».
Читаю я доклад российских ученых и задаю себе вопрос: если в бывших советских республиках дети учатся в школах по таким учебникам, стоит ли удивляться такому хамскому отношению со стороны мигрантов, приезжающих в Россию на заработки?
Россия Лживый Запад,
русский язык,
архив_Ингерманландского_полка,
ВИО_Ингерманландский_полк,
Россия