В 1942 году Пасха была очень ранней - 5 апреля. Обстановка на фронтах оставалась крайне тяжёлой. Врага отбросили от стен Москвы, но опасность для столицы ещё не миновала. Тяжёлые бои шли под Вязьмой и Старой Руссой, находился в смертельном кольце блокады Ленинград...
В таких условиях перед советским руководством стояла альтернатива - разрешить или запретить торжественное празднование Святой Пасхи. Казалось, что очевидным было именно второе решение. Во-первых, все религиозные праздники в СССР априори находились "вне закона": никаких симпатий к православию вожди страны не испытывали и с религией велась жесточайшая борьба. Во-вторых, подобные мероприятия противоречили элементарным правилам безопасности. В прифронтовых городах с лета 1941 года действовал строжайший комендантский час. В любой момент к городам могли прорваться вражеские бомбардировщики, и, если бы бомбы попали в скопление людей, жертвы исчислялись бы сотнями. В Ленинграде, кроме того, были тысячи носителей сыпного тифа, гепатита и дизентерии, которые чаще всего протекали нетипично (в 1942-м в городе 16306 человек умерли от дизентерии и 1279 - от гриппа). Допускать массовое скопление потенциальных носителей болезней в одном месте было бы крайне опасно.
И тем не менее в начале апреля было принято решение разрешить торжественное отмечание Пасхи в крупных городах. Причин было множество.
Одной из них были просьбы от западных союзников. Другой, с марта 1942 года шла активная работа по подготовке книги "Правда о религии в России" (план этой книги представлял на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 10 марта лично Лаврентий Берия, которому в итоге и поручили обеспечение издания), предназначенной для распространения в США, Европе и на Ближнем Востоке. И без описания Пасхальных торжеств в книге, дало бы союзникам повод говорить о том, что в СССР празднование Пасхи по-прежнему находится под запретом.
Но главной причиной было всё же не это. Руководители СССР понимали: в данном случае отмена запрета важнее, чем сам запрет, - вера в победу жизни над смертью для людей значит больше, чем страх, а эффект будет неизмеримо большим, нежели возможные потери. На фото митрополит Ленинградский Алексий во время богослужения в Страстную Пятницу в Никольском соборе г. Ленинграда, текст молитвы и богослужение в ночь на Пасху в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы. 1942 год.
Утро 4 апреля началось с сообщения об отмене комендантского часа в ночь на 5 апреля. Эту, услышанную по радио новость верующие встретили всеобщим воодушевлением. Владыка Николай немедленно известил все приходы о единообразном традиционном праздновании Воскресения Христова в Пасхальную полночь.
Правда, электричество в храмы не было подано, были запрещены в целях безопасности и крёстные ходы вокруг церквей. Но воодушевлял сам факт того, что Великий Праздник пройдёт торжественно.
Утреня ещё не началась, а запоздавшим уже было трудно протиснуться. Тесно. Хор негромко вторит священнику. В церкви ещё полусвет, свечей недостаточно, чтобы преодолеть огромную, сводчатую византийскую высоту. Но близится час Воскресения Христа. Священник обращается к верующим:
- Братья! Город наш окружён тьмой, тьма рвётся к нам на вражеских крыльях. Враг не выносит света, и впервые наше Светлое Воскресение мы встречаем впотьмах. Тьма ещё стоит за порогом и готова обрушиться на всякую вспышку света. Мы сегодня не зажжём паникадил, не пойдём крестным ходом, как бывало испокон веков; окна храма забиты фанерой, двери глухо закрыты. Но мы зажжём свечи, которые у каждого в руках, храм озарится светом. Мы верим в воскресение Света из тьмы. Свет, который внутри нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше - мужья, братья и сыновья, и дочери - в этот час стоит на страже нашей страны против сил тьмы. Храните в себе Свет, веруйте в Победу. Победа грядёт, как Светлое Воскресение.
И, перебегая от свечи к свече, по храму потекла сплошная волна света. Полный сияния, храм начинал заутреню 1942 года, и хор откликался хору, и нежные гирлянды цветов на иконостасе и на клиросах, и весь воздух содрогнулись от весеннего клика: Христос Воскресе!
И каждый понял, что затаённая во мраке правда живёт, не угасает. Что наши воинства не допустят германскую тьму в нашу жизнь, что с нами вместе и Невский, и Владимир, и Сергий, и древние воины, и древние просветители - всё прошлое и всё настоящее нашего народа, слитые воедино, победят во имя будущего, для сохранения навеки неугасимого света нашей родины. На фото пасхальная заутреня в Богоявленском соборе г. Москвы в апреле 1942 года: алтарь, слева от которого стоят представители английской и польской армий, фото людей пришедших в храм и фото проведения богослужения, слева - митрополит Николай.
Великий Праздник торжественно встретили все 30 московских храмов и 124 храма Московской области. В сохранившихся отчётах НКВД зафиксировано количество людей, присутствовавших на Пасхальной заутрене. Больше всего - 6500 человек - было в Богоявленском соборе, в других храмах - от 1000 до 4000. Всего в Москве в Пасхальных богослужениях участвовало 75000, а в области - 85000 человек.
Население Москвы в то время составляло 2 миллиона человек (меньше половины от довоенной поры). Очень интересны зафиксированные сотрудниками НКВД разговоры верующих, обсуждавших между собой события Пасхальной ночи. Они свидетельствуют о том, что главный эффект от разрешения торжеств был достигнут - люди были воодушевлены и безоговорочно благодарили власть: "Сталин разрешил праздновать Пасху! Дай Бог ему здоровья!"
В блокадном Ленинграде Пасха 1942-го прошла под грохот канонады. В 17 часов 4 апреля, в Великую Субботу, немцы начали артобстрел города, который длился с небольшими перерывами всю Пасхальную ночь. Чуть позже прилетели и вражеские самолёты - к городу прорвались 132 бомбардировщика. Их основными целями были стоявшие на Неве корабли Балтийского флота, но бомбили и действующие храмы (их в городе было пять: Никольский Морской, Князь-Владимирский и Преображенский соборы и два кладбищенских храма), и жилые кварталы. Всего в Великую Субботу в Ленинграде погибло 116 и было ранено 311 мирных жителей, в день Пасхи погибло 50 и было ранено около 100. И тем не менее дух ленинградцев сломить не удалось. Храмы утром 5 апреля были переполнены.
Пасха 1942 года навсегда осталась в истории Русской Церкви. Это был праздник непокорённых, ликование тех, для кого Пасха Господня, Светлое Воскресение Христово было дороже собственного здоровья и земной жизни, подлинной Победы Жизни над смертью, добра над злом. Та "Снежная Пасха" открыла череду других великих церковных праздников, совершавшихся в годы Великой Отечественной. И в 1943, и в 1944, и в 1945-м комендантский час во время их празднования отменялся. «И Свет светил во тьме, и тьма не объяла Его». Освящение куличей и пасох в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы, 1942 год.
·
https://t.me/rusinger