Архип Куинджи

Feb 04, 2021 23:30



Архип Куинджи"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь"1890-1895 гг .Государственная Третьяковская галерея.

Само по себе изображение достаточно символично и загадочно. Дарьяльское ущелье - место интересное, красивое, имеет долгую историю, к тому же, значителен сам факт того, что через Дарьяльское ущелье проходит граница Грузии и России. Дарьяльское ущелье разделяет два государства, служит своеобразным водоразделом, разграничивающим территории двух стран, двух богатых держав с красивейшей природой.

Пейзаж выполнен в различных оттенках тёмно-синего цвета. В целом, цветовое решение полотна вылепливает перед нами пейзаж загадочный, наполненный полупрозрачными отсветами и струистым лунным светом.

Лунная ночь в пейзаже Куинджи поэтична и сложна, точно стихотворные строки поэта Серебряного века Андрея Белого. «Неизъяснима и бездонна» лунная ночь на полотне Куинджи.
Красота ночного ущелья величественная, но одновременно и пугающая. Лунный свет по-особому выстраивает колорит пейзажа, создавая градацию оттенков синего от светло-фиолетовых, голубых цветов до насыщенных почти чёрных тонов.
Яркий, сияющий лик луны обрамлён небольшими облаками, имеющими светлый оттенок, близкий к оттенку морской волны.
Пейзаж сработан в холодной гамме, отчего возникает ощущение нереальности, иного, запредельного мира, полного невозможных тайн и легенд.
Молочный мягкий лунный свет скользит по горным вершинам и спускам, обволакивая пространство. Ночное небо смотрится глубоким, синим, бархатным полотном, дорогим и немыслимо красивым.
В пейзаже нет излишней мрачности, чрезмерно затемнённых пространств. Напротив, за счёт эффекта лунного отражения создаётся объёмное изображение, свет удваивается, его становится несколько больше. Само качество освещения сложнее, неизъяснимее.
Пейзаж походит на философский, полупризрачный этюд, несколько мрачный и строгий, но одновременно лиричный и чувственный.
Кроме того, пейзаж прекрасно выписан, ему присущи многие импрессионистические черты. Пейзаж сиюминутен, краток, свеж, прохладен, пронизан насквозь ветром, мглой и ломким, лунным светом.
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» - очень красивый, романтический пейзаж. Он рисует перед нами ночной пейзаж, для которого характерны в большей степени поэтичность, демонические, лермонтовские начала, элементы великой гамлетовско-печоринской меланхолии.
Пейзаж наполнен символами и знаками, которые нужно уметь увидеть, понять и правильно объяснить, попытаться разгадать изобразительный ряд той или иной картинной плоскости, придающей ей объём и художественную идею



Куинджи сводил с ума современников секретами своего мастерства. Ходили слухи даже, что он продал за них душу дьяволу.
Он и на самом деле использовал технические секреты. Во-первых, битумные краски:

Асфальтовая краска - приготовляется из асфальта и принадлежит к масляным краскам. По своему прекрасному коричневому цвету, совершенной прозрачности и лёгкости наведения употребляется преимущественно при глазировке. Краска эта легко смешивается с другими красками, за исключением белой, и при этом сообщает им бархатистость и силу; в слабом же растворе асфальт только оживляет другие краски, как лак. Неудобство употребления асфальтовой краски заключается в медленной сушке её и через то ломке лака; другое неудобство состоит в том, что она со временем чернит всё, с чем соединена, поэтому она предпочтительно употребляется в тёмных сочетаниях, при которых эта особенность её не может нарушить гармонии красок. Пробовали ещё растирать асфальт в алкоголе и применять его в таком виде к акварельной живописи. - Асфальтовая краска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Недостаток этой краски привел к существенной потере сохранности его шедевра Лунная ночь на Днепре

В Русском музее (Петербург) картина побывавшая в путешествии: rusmuseum.ru
В Третьяковской галерее (Москва) картина (авторское повторение) лучшей сохранности: tretyakovgallery.ru
Во-вторых, примененная им система дополнительных цветов.

Это такие цвета, которые при смешивании дают оттенки серого от белого до черного (ахроматический цвет), а расположенные рядом дают ощущение максимального контраста.



Крым. Берег моря



Вид на берег и море с гор. Крым




Ай-Петри. Крым


Море. Крым



Сосна


Степь. Нива


На острове Валааме



Украинская ночь


Ладожское озеро


Исаакиевский собор при луне


помимо использования технических секретов, у А. Куинджи была невероятная способность чувствовать и видеть свет ! Однажды под руководством Менделеева и Петрушевского художники-передвижники (Куинджи входил в их состав) собрались для изучения свойств различных красок в физическом кабинете университета. Там же находился прибор для измерения чувствительности глаза к тонким переходам тонов. Куинджи побил рекорд до идеальных математических точностей! У него была поистине уникальная чувствительность к светопередаче солнечных закатов и лунных ночей (см. "Лунная ночь на Днепре", "Дарьяльское ущелье. Лунная ночь" и др).

Все дело в правильной расстановки тональных отношен, тут даже не в красках все дело. Найти этот переход от темно к светлому и выдержать его, было подвластно Архипу. Важно так-же донести до зрителя самое первое впечатление от сюжета, не растерять его в процессе создания работы, то что первое вдохновило мастера а не то что получилось.



Христос в Гефсиманском саду

саморазвитие, ВИО_Ингерманландский_полк, Россия, самоопределение

Previous post Next post
Up