Оригинал взят у
fina_ru в
Записки Думающей Мамы - как думают детиСпасибо
olkan за
Записки Думающей Мамы - как думают дети. Я процитирую немного этих записок:
"Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку...
...Вот сидит он катает машинки, я говорю "пойдем ложитсья, пора спать", он кричит "нееет, не хочуу". И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит "нет" отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руки, как у нее колесики поворачиваются об ковер, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк" а тут мама пришла и говорит "прекрати радость". Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит "пойдем спать", но по сути мама говорит "прекрати радость". И если мама скажет "бери машинку с собой, пойдем наверх", то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.
Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?
- Тесса, хочешь яблоко.
- Нет
- Ты же хотела?
- Нет
И тут ты понимаешь, что в друх руках у нее новые пупсики и яблоко - это не яблоко. Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить "ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит". Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку "я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке", она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и еще есть яблоко". И она подпрыгивает легонько от радости и говорит "да, да!", и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад не хотела."
Это очень важный текст для восприятия ребёнка, для развития эмпатии вообще. И взрослые так же как дети до сих пор частью нашего сознания воспринимаем жизнь, её ситуации целиком. То есть одной частью своего разума мы можем разложить видемое, воспринимаемое на части, проанализировать, сопоставить, провести связи, найти корреляции..., а другой мы продолжаем воспринимать всё целиком, пока это целое на чём-нибудь не закончится. Например, пока мы не войдём в метро или пока кондуктор не скажет: "Приготовьте билеты".
Мне как-то говорили, что дети ещё не умеют понимать, они пока не научились раскладывать на части. И вроде правда, не научились. Но учим то их этому мы взрослые. Им это без надобности. Они не объясняют мир, они воспринимают его целиком и также целиком взаимодействуют с ним, если мы, взрослые не прерываем их естественное движение. Вопрос на засыпку: как научить ребёнка адекватно взаимодействовать с миром и при этом не остановить, не задержать его внутреннее движение?
Я пока не знаю, но учусь.