Смотрю «Солярис». если сравнить с американской версией 2002 года, то вот в чем различие. Американский фильм это некая фантазия на тему книги Станислава Лема. Фантастика, в которой центральное место занимает любовь главного героя к жене, которую он потерял.
Солярис Тарковского это пронзительно. как и всё творчество Андрея Арсеньевича.
Тема любви там не главная. Точнее тема любви к женщине. Вернее любовь к женщине как часть одной огромной любви. любви к матери, к родине, к Земле. Любовь как нечто всеобъемлющее. Любовь к планете, к человечеству, к природе человеческой. И летит герой в космос не ради самого космоса, а ради того,чтоб из космоса взглянуть на Землю. и ощутить эту самую тоску по ней. И этому домику на этой планете, где начало начал...
помните, как в песне : «Родительский дом - начало начал...» так вот у Криса, которого играл Донатас Банионис, любовь к дому, к планете, к отцу и матери, ко всему живому отображается на лице.
Знаете, какой момент фильма для меня потрясающе пронзительный и цепляющий?
кадр из фильма
В начале фильма, когда начинается ливень, а Крис не бежит прятаться, а садится в кресло, запахнувшись в плащ, и крупным планом показывают чашку, дождь льет в чашку, яблоко, по нему ползет букашка.... и в этой чашке, раскрашенной под гжель, словно отражается любовь и детство. я просто физически ощутила это состояние: дождь, стол во дворе под ветками груши, на столе чашки. Пахнет чаем, свежестью, дождем... И бабушка кричит, чтоб я шла в дом или хотя бы на крыльцо под навес... а я сижу и смотрю, как дождь наполняет до краев чашку с недопитым чаем....