О музыке и музыкантах

Feb 15, 2010 10:07

У меня странное довольно-таки отношение к этой области человеческой деятельности.
С одной стороны, в детстве я очень любила слушать самую разную музыку и моим большим "комплексом неполноценности" была мысль о том, что я не знаю нотной грамоты, не умею играть и вообще у меня слуха нет.
С годами, естественно, это все ушло, эмоции как-то притупились. Несмотря на лавину концертов (а у меня только абонемента практически три, плюс "левые" случайные концерты филармонии или оперного), таких ощущений уже просто нет.
Возможно, я стала слишком критичной и неидеальное исполнение меня уже просто не устраивает. А, может, постарела и эмоции угасли. Черт его знает...

С другой стороны, музыка и ее исполнители всегда для меня были загадкой и тайной. Не возвышенными людьми, я всегда понимала, что это не так, а вот именно тайной и загадкой. Как управляет оркестром дирижер? Какова вообще его функция? Нет, я знаю общие слова об интерпретации произведений, управлении окрестром и т.п. Но КАК? Что значит "интерпретация"? Ведь вроде бы все фиксировано - ноты, паузы, их длина, темп. Откуда интерпретации берутся?
Это же касалось и отдельных исполнителей.

С третьей стороны, жизнь музыкантов была несколько ... отвратительной. Мое раннее детство прошло во дворе, куда выходило заднее крыльцо Херсонской филармонии и ЧТО вытворяли наши "великие" деятели эстрады, видели не только наши родители, но и мы, несмотря на все попытки оградить нас от этих зрелищ. Пьянки, секс, крики, требования чего-нибудь этакого... Все это выглядело отвратительно, а в социалистические-то времена и вовсе... Даже для родного южного города это был стопроцентный перебор.
Я помню, как некоторые уважаемые люди нашего двора (ну, имена никому ничего не скажут, а фамилий я по молодости попросту не знала), пытались остановить дамочек, лезущих к певцам (в основном, был этот вариант), пристыдить наших "див" и "примадонн", позволявших себе что угодно вплоть до мата и публичных э... физиологических выделений... Да, да, на глазах не только детей, заметьте, просто на глазах. "Да пусть смотрят, жизни научатся".
Скандальность тоже местами просто поражала.

Я и позже неизменно удивлялась нескольким вещам в мире музыки. Например, неизменной, даже нарочитой грубости музыкантов. Откуда это? Все считают себя непризнанными гениями? Требование уважения, преклонения, но в режиме "я пуп земли". Ну, вот ммм... одно юное и гениальное дарование в области скрипки (на самом деле гениальное) всегда переходило дорогу, где хотело, объясняя, что его нельзя давить, он гений. Дарование - мой ровесник, жил рядом, и это я слышала лет с 12-14 от него. Причем, я думала, что он так шутит.
Но позднее поняла, что нет, он НА САМОМ ДЕЛЕ считает, что его должен узнать водитель летящей машины. Который, возможно, НИКОГДА его не слышал и слушать не будет.
Но неважно.
Вот этот снобизм и одновременно грубость, хамство и наглость, при несомненной ранимости творческого человека - поражало всегда (уж так получилось, что где-то рядом всегда были музыканты, с которыми у меня было шапочное знакомство).
Удивляла сексуальная необузданность певцов и э... певчих )). Откуда? Физиология пения требует? Может быть.
Удивлял репертуар, который бездумно берется "лишь бы вытянуть" какую-нибудь верхнюю ля, си, чего там еще есть? И не важно, о чем песня, лишь бы ...

Позже я осознала, что все они ведут себя как очень недалекие люди. Попросту говоря, глупые люди.
Кстати, вероятно, что так оно и есть. Раннее образование, ранняя специализация попросту не давали развиться мозгу нормальным образом, серьезно мешая жить и искажая всю систему ценностей.
Они действительно не слишком умные люди.
Нет, не все. Но подавляющее большинство из них.

В этом месяце я прочитала сразу три книги про оркестры и музыкантов. Написанные ими же. Поняла, что читаешь как какого-нибудь Оруэлла, а описывается почти свинские отношения между всей этой братией. Все три было просто неприятно читать. Смесь снобизма, желания оправдаться, желания продаться и при этом сделать вид, что они все из себя гордые и не продаются.
Бесили разные описания заграницы и поведения в них "наших людей". Нет, я все понимаю, да. Но бесило не само поведение, а что все они себя оправдали тем, что "иначе не бывает". Хотя Я ТОЧНО ЗНАЮ, ЧТО БЫВАЕТ.
Вот это вот оправдание - злит.
Как там у Стругацких?
- Ты меня не понял, - с легким нетерпением сказал
Вечеровский. - Меня бесит вовсе не выбор Глухова. Какое я имею
право беситься по поводу выбора, который делает человек,
оставшийся один на один, без помощи, без надежды... Меня
раздражает поведение Глухова после выбора. Повторяю: он
стыдится своего выбора и поэтому - только поэтому! - Старается
соблазнить других в свою веру. То есть, по сути, усиливает и
без того могучую силу. Понимаешь меня?"

Я всю жизнь хотела научиться играть на чем-нибудь. Но я никогда не хотела становиться музыкантом.
При этом я понимала, что музыка - это полет души, как и пение. Поэтому всегда поддерживала подобные желания, у кого бы они не возникали.
Но я не могу их разделить, подобное времяпровождение мне чуждо. Я потребитель музыки.

Уж так получилось, что уже в моем ближайшем окружении появилось сразу два певца.
Я с неизменным удивлением слежу за перипетиями их деятельности, какими-то загадочными концертами и тренировками (или как это назвать)?
Я не знаю, что считать успехом, вот честно.
Вот у Метелки выходит ее фестиваль - это успех? Наверное. А она сама там как выступает, с успехом? И вообще, что такое успех? Когда вытянул эту самую "верхнюю", а это никто не оценил, кроме пары профессионалов, или когда все хлопают и приходят в восторг? Много денег и все разом, или постоянная мелкая подработка? Или вообще просто петь, без денег?
Я не знаю критериев успеха у начинающих музыкантов (со "зрелыми" как-то уже относительно понятно). Вот Олюш идет петь на свой первый публичный концерт. Или это уже третий выходит? Ну, черт знает, волнуется вроде так, как будто первый. А это хорошо или плохо?
Я вот слышала, что "по кабакам" петь - не есть гуд. Но что все так начинают.
Тогда хорошо?
Или все же плохо?

Но одно я точно никак не могу понять.
Как можно предположить, что я этому могу завидовать???

размышления, Олюш, музыка, жизнь

Previous post Next post
Up