Оригинал взят у
graf_mur в
Обряд \ The Rite (2011) год: 2011
режиссер: Микаэль Хофстрём
Студент духовной семинарии, отправляется в Ватикан учиться экзорцизму. При этом он сомневается как в этой противоречивой практике, так и в религии как таковой. Лишь когда он становится учеником легендарного отца Лукаса, который проводил обряд изгнания дьявола тысячи раз, его скептицизм начинает таять.
И вот, когда очередное дело об одержимости дьяволом оказывается не по силам самому отцу Лукасу, молодой семинарист сталкивается лицом к лицу с феноменом, который наука неспособна ни объяснить, ни контролировать. Чтобы выжить в противостоянии с ужасающим злом, ему предстоит понять: во что он действительно верит?
Фильм о современном экзорцизме. Сюжет вполне вменяемый, "основанный на реальных событиях". Смотреть стоит, в первую очередь, из-за Энтони Хопкинса. Его много и он потрясающе хорош. Остальные рядом с ним смотрятся достаточно блекло, но не портят впечатление. Эпизодически на экране появляется Рутгер Хауэр в роли гробовщика и, по совместительству, папы главного героя, тоже добавляя положительные эмоции.
-----------------------------
Кросс-пост из Dreamwidth (
http://graf-mur.dreamwidth.org/264412.html)
Пост от Графа Мура и, признаюсь честно, именно он спровоцировал меня посмотреть это кино (кстати, я вот только что избежала слова "соблазнил", что несомненно - влияние фильма :)))
Впечатляет. На полном серьезе. Демоны, захватывающие человеческие тела, против канона практически нет отступлений (разве что Баал слишком давно известный демон, к тому же я исторически знаю, откуда он взялся.)
Очень близко к собственно "правильной демонологии", т.е. мифологическая верность сюжета хорошо выдержана.
Блестяще выдержан и итальянский стиль. Все типажи соответствуют. Я просто "узнавала людей", что называется, в том смысле, что физиономии являются типично итальянскими, их поведение - тоже. Хлеще того, у них заметна разница между Лацио и Тосканой, а это означает, что создатели фильма серьезно к нему отнеслись.
Итак, сюжет коротко. Сын человека, который готовит мертвых к погребению (это не совсем гробовщик) - Майкл Конак (вот уже забыла), отправился сначала в американскую семинарию, а позже - в Ватикан, изучать экзорцизм (процедуру изгнания дьявола). По правде сказать, мальчик бедный, с проблемами с отцом, мать умерла рано, получал стипендию в семинарии и когда решил бросить это занятие, получил угрозу в необходимости оплаты 100 тыс. зеленых за обучение.
Куда оставалось деваться? Не приняв сан, он отправился в Ватикан.
Поскольку его скепсис к религии вообще, а уж к процедуре изгнания дьявола тем более, никуда не делся, его снимают с теоретических занятий и отправляют учиться к профессионалу своего дела - отцу Лукасу.
Вьюнош смотрит несколько случаев изгнания, сочувствует бедным "психам", однако не верит в это все. Пока не случаются сразу три проблемы - дьявол является к нему самому, захватывает отца Лукаса и собственно отца Майкла, который умирает от обширного инфаркта.
В битве с демоном Майклу помогает одна итальянская журналистка, у которой в семье был одержимый демоном брат.
В общем, разумеется, мы победили, отца Лукаса спасли, а Майкл уверовал в бога. Говоря, оба еще служат. Отец Лукас - под Флоренцией, Майкл - один из 14-и священников-экзорцистов США.
Еще раз могу повторить - фильм вполне впечатляет и захватывает. Можно рекомендовать для просмотра.
Интересно, что часть поста выпала. Так вот, об истории. Во времена становления иудаизма, в те далекие времена, когда он активно открещивался от своего происхождения от еще более древних верований Месопотамских племен, верховный бог языческого пантеона стал главным врагом. Кто такой Баал? В египетской мифологии это Сет, демиург и - внимание - бог света (впрочем, и Люцифер...). В греческой мифологии это Зевс, Дьяус-Питер. В кельтской Белен. В нашей - Велес. Как несложно заметить, такое мощное влияние на все религии разом может означать только арийское происхождение бога (точнее, того направления религии, которые тащили с собой арийские племена 4.5 тыс. лет назад) Неоднозначность толкования его фигуры связана как с чисто христианскими заморочками, которая выступала против язычества и иудаизма разом, так и со старыми проблемами противостояния иудаизма и арийских культур, корни которого уходят в такую пропасть веков, что сложно поддаются интерпретации. Я лично не исключаю и старую арийскую свару, которая меняет местами "знаки" богов у двух главных направлений арийской мифологии - собственно, индийской и иранской. Одним словом, это неизменно сложно и интересно :)
Вернемся немножко к евреям, которые образовав собственное государство, изолировались от остальных в первую очередь религией, которая разом начала отрицать верования всех соседей. У них идолопоклонство Ваалу (Ваал и Баал можно считать, что одно и то же) сопровождалось человеческими жертвами, считалось главным (и, кстати, привычным-обычным) грехом древних евреев.
Главным, пожалуй, кто выступил против диких обычаев был тот самый Пророк Илия, который одно время сражался и победил царя-идолопоклонника Ахава в Самарии. Но затем он бесследно исчез в пустыне (согласно преданию был живым вознесен на небо и стал бессмертным, а снова появится на Земле то ли перед появлением мессии, то ли перед Страшным Судом, в общем, вопрос открыт, может Иоанн Креститель - это он и был, согласно стандартной иудейско-христианской мифологии)
Однако, разумеется, история к религии часто отношения не имеет по понятным причинам. В католицизме, в иерархии демонов в аду, описанной в «De Praestigius Daemonum» И.Виера, Ваал числится среди министров преисподней, он - Главнокомандующий Адских армий, Главный Крест Ордена Мухи.
Подавляющее большинство демонологов отождествляет Ваала с Баэлем - первым духом списка «Lemegeton» и «Pseudomomarchia Daemonum» И.Виера. Согласно «Lemegeton», Баэль - «первый главный дух - король, правящий на Востоке… Он появляется в различных формах, иногда подобно коту, иногда подобно жабе, иногда подобно человеку, а иногда во всех этих формах сразу» (И.Виер, считает что Баэль появляется с тремя головами - кота, жабы [вариант - краба] и человека в короне; в более поздних описаниях к этому добавилось плоское жирное тело и множество паучьих ног, растущих во все стороны). Разговаривает хриплым голосом. Наделяет людей невидимостью (и мудростью, согласно И.Виеру). Управляет 66 легионами адских духов. Его символ, приведенный в трактате, должен быть надет в виде металлической пластины (Lamen) на том, кто вызывает его, иначе он не проявит должного уважения.
Я замечу, что это все в фильме соблюдено - отдадим должное автору сценария, тут-то он знает, о чем говорит.
Согласно «Grand Grimoire», Баэль - один из трех главных духов, находящихся в услужении у премьер-министра Ада Люцифуга Рофокаля.
В поздней каббале - 7-й из 10-ти архидемонов, дух вероломства, безжалостный и коварный. Современные оккультисты связывают его с силами разрушения, ненависти, мести, войны. В «Заклинании семи» (д-р Папюс) одна из строк гласит: «In nomine Adonai per Gabriel vade retro Baal!» («Во имя Адонаи, через Гавриила, изыди Ваал!»).