О торжественности внутренней и внешней

May 28, 2013 22:41

Давно уж я не пытался привести свои сбивчивые мысли в порядок.
Вот передо мной две записи: живой восторг Елены Зелинской от созерцания Морского собора в Кронштадте и тихая радость vilsen, навеянная скромным обаянием маленьких греческих храмов.
Я думал написать о том, что мне ближе, о том, что эпоха величественных и прекрасных соборов, к сожалению, уходит. Вспомнить горькие, но правдивые слова abbatus_mozdok о том, как больно будет нам смотреть на эту красоту, когда мы не сможем их содержать. Но потом пришла другая мысль.


Я смотрел на Морской собор и думал, как он похож на Софию Константинопольскую. Вернее - он и есть новая София, и нет нужды возвращаться к берегам Босфора, огнем и мечем возвращать наследие прошлого. София будет там, где мы сможем ее построить, не прикованная к месту и времени. Мы стали слишком много внимания уделять месту и времени, слишком много сил тратить на то, чтобы удержать и вернуть, а ведь нам дана вся Земля и все время до наступления полноты времен.


А вот греческий храм, похожий на обычный домик, маленький и уютный. На веранде грудой сложены пластиковые стулья, наивные и неказистые. Но в них еще более глубокая мысль: храм Нового Завета - это люди. Собранные здесь во Имя Господне, чувствующие себя здесь "более дома, чем дома". Когда есть люди, все, сотворенное Богом, может стать им храмом - пещера и расселина, подвал и тесная комната, зеленая поляна под ясным небом. Но ни одно, самое величественное, самое прекрасное из рукотворных зданий не может быть храмом само по себе. Что вместит Невместимого?
Previous post Next post
Up