Давно уж я не пытался привести свои сбивчивые мысли в порядок.
Вот передо мной две записи: живой восторг Елены Зелинской от созерцания
Морского собора в Кронштадте и тихая радость
vilsen, навеянная скромным обаянием
маленьких греческих храмов.
Я думал написать о том, что мне ближе, о том, что эпоха величественных и прекрасных соборов, к сожалению, уходит. Вспомнить горькие, но правдивые слова
abbatus_mozdok о том, как больно будет нам смотреть на эту красоту, когда мы не сможем их содержать. Но потом пришла другая мысль.
Я смотрел на Морской собор и думал, как он похож на Софию Константинопольскую. Вернее - он и есть новая София, и нет нужды возвращаться к берегам Босфора, огнем и мечем возвращать наследие прошлого. София будет там, где мы сможем ее построить, не прикованная к месту и времени. Мы стали слишком много внимания уделять месту и времени, слишком много сил тратить на то, чтобы удержать и вернуть, а ведь нам дана вся Земля и все время до наступления полноты времен.
А вот греческий храм, похожий на обычный домик, маленький и уютный. На веранде грудой сложены пластиковые стулья, наивные и неказистые. Но в них еще более глубокая мысль: храм Нового Завета - это люди. Собранные здесь во Имя Господне, чувствующие себя здесь "более дома, чем дома". Когда есть люди, все, сотворенное Богом, может стать им храмом - пещера и расселина, подвал и тесная комната, зеленая поляна под ясным небом. Но ни одно, самое величественное, самое прекрасное из рукотворных зданий не может быть храмом само по себе. Что вместит Невместимого?