Размен

Feb 01, 2012 09:10


напол­ни­тели для коша­чьих туалетов



На днях я писал о том, что идя напролом к агрессии против Сирии, Катар и Сау­дов­ская Аравия должны будут решать гео­гра­фи­че­скую про­блему выхода к гра­ницам Сирии, так как и Катар, и Сау­дов­ская Аравия не имеют сопри­кос­но­вения с ними. В этом смысле Иор­дания явля­ется наи­более при­ем­лемым вари­антом, как воз­можный плац­дарм для про­ве­дения какой-либо огра­ни­ченной или не очень огра­ни­ченной военной опе­рации против Сирии.

Не всё так просто - Иор­дания совер­шенно не горит жела­нием решать чьи-либо про­блемы, когда у неё своих забот полон рот. И в первую оче­редь - Иор­дания с большим трудом пока отби­лась от первой волны Араб­ской весны, усу­губ­лять ситу­ацию ей совер­шенно не с руки.

Тем не менее, есть болевая точка, нажимая на которую, Катар может убе­дить короля Абдаллу быть более вни­ма­тельным к просьбам коллег-монархов. Эта точка - пале­стинцы. Про­блемы Иор­дании с пале­стин­цами обширны, мно­го­гранны и мно­го­фак­торны. Если не вда­ваться в подроб­ности, то создание пале­стин­ского госу­дар­ства в полном его фор­мате отве­чает инте­ресам Иор­дании и короля Абдаллы.

На этом фоне крайне любо­пыт­ными выглядят несколько сооб­щений последних дней. Вести.Ру 22 января сооб­щают о том, что руко­во­ди­тель Полит­бюро дви­жения ХАМАС Халед Машаль заявил о том, что рас­смат­ри­вает воз­мож­ность отказа от своей долж­ности. При этом сам Машаль не заяв­ляет о том, что не намерен бал­ло­ти­ро­ваться на пост в третий раз, но его при­бли­женные вполне одно­значны - не будет.

Здесь тре­бу­ется ряд разъ­яс­нений. ХАМАС - это бес­струк­турное дви­жение. Фор­мальная орг­струк­тура суще­ствует, однако созданный как тер­ро­ри­сти­че­ская орга­ни­зация сете­вого постро­ения, ХАМАС основан на авто­ри­тете лидеров, а не авто­ри­тете долж­но­стей. Однако опре­де­ленные зачатки иерархии суще­ствуют, и авто­ри­тетный лидер дви­жения Халед Машаль зани­мает пост пред­се­да­теля Полит­бюро дви­жения. При этом офис Машаля нахо­дится в Дамаске, а Сирия имеет воз­мож­ность играть весомую роль в этом дви­жении. Кроме того, Иран несмотря на кон­фес­си­о­нальные раз­личия, под­дер­жи­вает дви­жение, обу­слав­ливая это как раз вза­и­мо­от­но­ше­ниями Сирии и ХАМАС. Сооб­ща­ется, что ХАМАС полу­чает от Ирана около 250-300 мил­ли­онов дол­ларов еже­годно.

Однако Халед Машаль ори­ен­ти­рован именно на Катар, который активно под­дер­жи­вает струк­туры и орга­ни­зации “братьев-мусульман” по всему Ближ­нему Востоку. И если до событий в Сирии это не имело ника­кого осо­бого зна­чения для отно­шений Машаля с Сирией, то как раз с 2011 года он прак­ти­чески пере­стаёт появ­ляться в Сирии, пре­бывая всё время в других странах. Иран пре­кратил ока­зы­вать под­держку ХАМАС, не выплатив в 2011 году ни цента - и именно из-за того, что Машаль занял весьма дву­смыс­ленную позицию в отно­шении сирий­ских событий.

Катар, поль­зуясь своим покро­ви­тель­ством Машалю, попы­тался пере­вести офис Полит­бюро из Дамаска в Доху, однако Сирия обла­дает на пале­стинцев весьма серьёзным вли­я­нием, и ХАМАС отказал Машалю в пере­езде офиса Полит­бюро из Дамаска. В итоге офис оста­ется, однако Машаль уходит со своего поста.

Тем не менее - ХАМАС - это дви­жение, ори­ен­ти­ро­ванное на авто­ритет лидеров. И поэтому Машаль оста­ётся крайне авто­ри­тетным вождём дви­жения. И именно сейчас он вне­запно появ­ля­ется в Аммане и встре­ча­ется с королём Абдаллой. Мало того - в сопро­вож­дении наслед­ного принца Катара Тамима. При этом кто кого сопро­вождал - вопрос. Тамим Машаля или Машаль Тамима. Разные источ­ники трак­туют ситу­ацию по-разному.

Иор­дан­ские “братья-мусульмане” при­вет­ствуют переезд Машаля в Иор­данию - сооб­ща­ется о том, что Машаль пере­ез­жает с семьей - то есть, будет жить в Иор­дании. Катар - оче­видно - будет активно финан­си­ро­вать дея­тель­ность Машаля, который уходит с поста, но не из поли­тики. Фак­ти­чески перед королём Абдаллой раз­во­ра­чи­ва­ется воз­мож­ность каким-то образом взять под кон­троль не очень под­чи­ня­ю­щихся и весьма буйных пале­стинцев - в первую оче­редь беженцев.

Однако пого­ворка про бес­платный сыр оста­ётся в силе. За воз­мож­ность решения (пусть и частич­ного) острой про­блемы пале­стинцев на своей тер­ри­тории король Абдалла должен будет взять на себя какие-то обя­за­тель­ства. И перед ХАМАС, и перед Катаром. Учи­тывая, что у Катара сегодня одна-единственная иде­фикс - сокру­шение режима Асада, веро­ятно, обя­за­тель­ства Абдаллы будут иметь отно­шения именно к этой проблеме.

Пока этот раунд между Сирией и Катаром сыгран вничью - офис Полит­бюро ХАМАСА и вли­яние на само дви­жение оста­ются у Сирии, однако Катар полу­чает рычаг вли­яния на иор­дан­ского короля Абдаллу. Так­ти­чески ситу­ация пока не изме­ни­лась - однако я бы пред­по­ложил, что Катар будет уси­ли­вать дав­ление на Иор­данию с целью выну­дить короля Абдаллу дать своё согласие на исполь­зо­вание тер­ри­тории Иор­дании для будущей скорой агрессии против Сирии.

Запись опубликована . You can comment here or there.

Сирия, Иордания, Катар, Палестина

Previous post Next post
Up