Ситуация с Бани Валидом формально, похоже, разрешилась в пользу Переходного Совета. Вначале
сообщалось, что Переходный Совет подтянул к городу силы, готовясь к его штурму, однако чуть позже пришло
сообщение, что министр обороны аль-Джували провёл переговоры со старейшинами, которые отказывались подчиняться нынешним властям Ливии. “Город теперь находится под контролем правительства Ливии”, - заверил министр. Ранее сообщалось, что он прибыл в Бани-Валид, чтобы провести переговоры с вооруженными сторонниками бывшего руководителя страны. “Все проблемы удалось решить”, - сказал аль-Джували по итогам переговоров.
Тем не менее ситуация явно разрешилась не к удовольствию властей - так как они по факту удовольствовались тем, что варфалла вернули себе свой оазис и очистили его от ренегатов - катибы “28 мая” - по сути, тех же варфалла, но воевавших на стороне ПНС. Однако теперь власти в обмен на согласие Бани Валида формально признать их обязаны идти на торг и уступки. Скорее всего, именно этим и занимался аль-Джували.
“Война городов”, которая в конечном итоге и разнесла Джамахирию, не закончилась с гибелью Каддафи - она лишь перешла из фазы ожесточенных столкновений в фазу локальных стычек и передела уже поделённого.
Власть ПНС - и без того весьма формальная (несколько раз сообщалось, что его заседания проходят тайно и чуть ли не в подполье) - остаётся сугубо номинальной. В самом Переходном Совете, судя по последним отставкам, идёт весьма жесткая борьба против сторонников Катара. Недавняя отставка оголтелого западника Гоги, который поддерживался французами, является явным поражением прокатарского лобби, так как именно ориентированные на Францию члены Совета одновременно являются ставленниками ат-Тани. А вот как раз у Катара и у Франции в Ливии назревают проблемы.
Скажем, если итальянская ЭНИ недавно отчиталась о восстановлении добычи нефти до довоенного уровня, французы никак не могут вытянуть и половину довоенной добычи. При загадочных обстоятельствах недавно был убит региональный руководитель французской ЧВК ЕРЕЕ (“Шпага”), бывший военнослужащий Иностранного легиона Хьюго де Сами. Это уже послужило резкому торможению французского бизнеса в Ливии. Кстати говоря, во время войны в Бенгази так же буднично ликвидировали еще одного французского наёмника из числа высших руководителей одной из военных структур.
У Катара тоже не всё гладко - конкуренты из ОАЭ отхватывают крайне выгодные подряды, несмотря на то, что почти половина членов Переходного Совета фактически сидят на катарских дотациях. Племена Киренаики, чьи шейхи еженедельно летали в Доху во время войны, возвращаясь с наличными, где их принимали на самом высоком уровне, включая наследника и самого Эмира, сегодня перестали нуждаться в подачках - они теперь контролируют нефтяные бассейны и портовые терминалы, снимая с них свою ренту. Исмаил Салаби принимал в Бенгази прилетевшего из Дохи Юсефа Кардауи и воспользовался его авторитетом для проведения съезда подконтрольной ему исламистской партии - но рулить ею представителям Катара не суждено - все посты заняты проверенными ливийскими кадрами. В общем, есть проблемы.
При этом ПНС весьма серьёзно беспокоят деятели старого режима, сохранившие влияние, деньги и связи, которые окопались неподалёку - в Египте, Марокко, Алжире, Нигере, Мали. Совсем недавно в Марокко побывал с визитом знакомый по освещению ливийской войны полковник Ахмед Бани - именно он был ньюсмейкером мятежников, а сейчас занимает пост в министерстве обороны, отвечая за международное военное сотрудничество. Официально тема его поездки - визовый режим. Неофициально - переговоры о выдаче деятелей старого режима. Судя по всему, поездка окончилась никак. Недавний приезд в Триполи египетского маршала Тантауи сопровождался налётом на отель некой возбуждённой толпы, требовавшей выдачи “преступников” - деятелей старого режима - в частности, одного из руководителей спецслужб Тухами Халеда (по другим данным, он проживает в Марокко).
Соседи Ливии заняли прагматичную позицию “С Дона выдачи нет”. Кто там знает, как обернутся дела у новых властей - а старые бойцы всегда могут быть востребованы.
В этой связи судьба сына Каддафи Сеифа становится крайне любопытной в плане перспективы. Смутные разговоры о его женитьбе то ли на зинтанке, то ли на представительнице племени варфалла говорят о том, что Сеиф рассматривается племенами как вполне законный наследник одного из высших шейхов Ливии. И то, что этого шейха немножко убили, никак не отменяет династических прав наследника. Брак является весьма серьёзным признанием прав и вложением в будущие отношения с возможным властителем. Парадоксально, но именно наследственное право Сеифа может сделать из него фигуру, которая устроит большинство из сегодняшних противников - за исключением, пожалуй, исламистов и Мисураты. Но для исламистов есть авторитет - Исмаил Салаби. А у Салаби есть откровенное желание подвинуть вождей Временного Совета. А получится - то и задвинуть. И Сеиф - прекрасный инструмент для такой хитрой бедуинской политики.
Еще более парадоксально, но Сеиф может стать точкой консенсуса Запада - европейцев очень напрягают усилия Катара в Ливии и они весьма недовольны бешеной активностью эмира. ПНС, состоящий из разношерстного сброда, малоуправляем в принципе. Проще иметь дело с одним конкретным человеком, на котором сойдется клин и сугубо ливийских интересов.
Трудно сказать, что в итоге получится из всего этого змеиного клубка - но пока всё идет именно к тому, чтобы вынудить племена искать между собой консенсус. А значит - нужен лидер. Собственно, вариантов особо нет - либо наследник короля Сенусси, который прибыл в Ливию несколько месяцев назад и горемычно сидит в гостинице в ожидании прихода к нему с просьбой “володеть нами”, либо наследник Каддафи - тоже имеющий вполне серьёзные права. Шайка из ПНС, похоже, уже не устраивает никого. И Бани Валид лишь в очередной раз показывает, что у неё с авторитетом крайне плохо.
Запись опубликована
. You can comment here or
there.