Прошедшая в Париже
встреча “друзей Сирии” превратилась бы во вполне унылое и предсказуемое мероприятие, если бы не одна весьма примечательная деталь.
Рассказывая про то да сё, рассуждая что такое хорошо и что такое плохо, госсекретарь Клинтон между делом сообщила, что “… Анкара рассматривает возможность обратиться за помощью в НАТО в связи со столкновениями, произошедшими на ее границе с Сирией. “Турция рассматривает возможность обратиться к статье 4 Североатлантического договора, которая запускает процесс консультаций в НАТО, если под угрозой находится территориальная целостность, политическая независимость или безопасность одной из стран”, - сказала Клинтон.”
Напомню - речь идёт об инциденте, который произошел 9 апреля на сирийско-турецкой границе вблизи города Килис. Армия вступила в бой с прорывающимися то ли из Турции, то ли в Турцию боевиками, в результате чего лагерь беженцев, расположенный очень удачно совсем неподалёку от границы, попал под случайный обстрел. Возможно, и не случайный. Возможно, и не с сирийской стороны. Это уже никто и никогда не установит - просто потому, что никому это не надо - проводить баллистические экспертизы, опрашивать свидетелей и вообще заниматься прочей волокитой и бюрократией.
Фактически Клинтон озвучила вполне конкретную угрозу, против которой на самом деле приёмов нет. Агрессия против страны НАТО включает механизм, который может быть запущен и без Совета безопасности ООН. Опять же - с формальной точки зрения без Совбеза и здесь обойтись нельзя - но к чему эти проволочки? Желающие могут, конечно, протестовать - но НАТО - единственный дееспособный военный блок на планете, поэтому может величаво проигнорировать любые посторонние высказывания.
Безусловно, сам по себе инцидент под Килисом не выглядит достаточным поводом для того, чтобы действительно инициировать механизм включения 4 статьи Договора НАТО - слишком он мелкий, пробирка с белым порошком в руках Пауэлла, ставшая толчком к агрессии против Ирака, выглядела куда как грознее - но Клинтон всего лишь задала модный тренд сезона. Параллельно французский министр иностранных дел высказал пожелания в адрес России в конце концов присоединиться к цивилизованному миру и не кочевряжиться: “Позиция России, бесспорно, изменилась, она поддержала последнюю резолюцию”. По мнению Жюппе, это отрадный факт, поэтому хватит строить из себя недотрогу и пора уже принимать правильное решение.
Тандем Клинтон-Жюппе вполне однозначно формирует угрозу в адрес России - будете и дальше иметь собственное мнение - можем и обойтись без вас.
По правде говоря, угроза вполне реальная. В приграничной полосе с Сирией Турция допустила нахождение самого разнообразного люда и сброда - причем, вероятнее всего, она уже попросту не контролирует ни перемещения в приграничной полосе, ни количество людей, ни манипуляции с грузами и оружием. При таком обилии непонятных личностей трудно разобрать - где жертва режима, где пламенный борец с ним, а где заморский тать, который устроит маленькую, но очень нужную провокацию.
4 статья НАТО касается любых действий, которые ставят под угрозу территориальную целостность и безопасность любой страны НАТО. С любой стороны. Это весьма размытое понятие, поэтому если нужно будет запустить процесс - несколько провокаций и инцидентов средней тяжести, схожих с килисским, вполне могут стать поводом для агрессии против Сирии в обход любых резолюций Совбеза. Россия, конечно, будет возражать - но сделать ничего не сможет.
Несмотря на то, что США сейчас война не нужна, у них есть довольно интересный прецедент - во время ливийской войны часть сенаторов обеспокоилась тем, что президент Обама использует армию сверх установленного срока, которым он мог пользоваться без одобрения представительной власти. Обама нашел прекрасный ответ - раз мы никому не объявляли войну, значит, мы и не воюем, и поэтому ваши претензии неосновательны. Сенаторы, задумавшись, спохватились - и правда, мы ведь никому войны не объявляли. Звыняйте, ошибочка вышла.
Так что опыт вполне успешный, и его можно смело клонировать и дальше. Самым лучшим решением для Штатов, конечно, было бы их неучастие - и США будут стараться всё-таки запустить войну, оставаясь в стороне. Однако попытка переворота в Катаре, нарастание волнений в Бахрейне, довольно неясная ситуация в восточных шиитских провинциях Саудовской Аравии ставят перед Западом проблему - если не запустить войну в Сирии, Арабская весна все-таки придет к тем, кто её инициировал. Она, конечно, придет так и так - но прямо сейчас - очень нежелательно.
Поэтому очень возможно, что последние события в монархиях Залива вынудят Запад начать форсированные методы решения проблемы.