На северо-востоке Сирии продолжается кипучая деятельность всех участников сирийской войны. Турки бросили в это болото увесистый камень, и к месту событий заспешили все, кто хочет урвать хоть немножечко поднявшейся со дна мути.
Правда, пока в реальности всё происходит в сугубо восточном антураже: много крика, налитые и навыкате глаза, грозные заявления и почти никаких действий.
Курды, попав в тупик и цейтнот, попытались договориться «за речкой». Что характерно, они метнулись за договоренностями не в Дамаск, а в Хмеймим. Логику курдов понять несложно: шансов сохранить своё присутствие на севере Сирии у них нет, поэтому нужно успеть поторговать тем, что ещё есть. Поэтому и всплыла тема передачи Манбиджа и Кобани - там турок пока нет. Сирийских военных там тоже нет, хотя курды используют нехитрый обман: вывешивают рядом со своими флагами и сирийские. Но особого впечатления эта хитрость не производит: так же они пытались обмануть турок во время операции «Оливковая ветвь», на что турки лишь пожимали плечами.
Правда, в торговле территориями незримо присутствуют американцы, поэтому они никуда не ушли ни из Манбиджа, ни из Кобани, и все заявления сирийцев и турок о том, что Манбидж ими взят, не соответствуют. Манбидж - слишком важная точка, это транспортный узел как дорожный, так и промышленный - в его окрестностях расположены перекачивающие станции, а потому тот, кто владеет этой точкой, контролирует пусть и скудные, но потоки нефти и газа. Кстати, по той же причине очень важен и Хишам в Дейр-эз-Зоре, куда так неудачно сходили в феврале 18 российские частники - завод Коноко принимает на переработку весь попутный газ с месторождений юга и востока Сирии. Понятно, что такую важную точку американцы даже в полном раздрае и развале, который устроил Трамп во внешней политике, так просто из рук не выпустят. А потому пока все несколько хвастливые заявления со всех сторон о контроле над Манбиджем преждевременны: в городе до сих пор находятся американские военные.
Договоренности курдов с Хмеймимом не затрагивают ни Ракку, ни Дейр-эз-Зор, что логично: турки не претендуют на захват этих городов и провинций, курды при всех раскладах остаются там. А потому торговать этими территориями им нет никакого смысла. Защита курдов со стороны коалиции на этих территориях остаётся прежней: за последние пять дней авиация коалиции более десятка раз наносила удары по скапливающимся на правом берегу Евфрата проиранским шиитам и сирийским ЧВК, которые потенциально могли проскочить на «чужую» территорию.
США, дав добро на проведение операции по созданию буферной зоны, пытаются контролировать (и пока относительно успешно) все стороны: с одной стороны, не дают туркам захватить более широкую полосу вдоль границы, с другой, не позволяют Асаду, Ирану и России нарушить прежние договорённости по разделу Сирии на оккупационные зоны.
Скучно в ближайший месяц, конечно, не будет, но фундаментальной проблемы сирийского болота это все никак не решает: раздел Сирии уже состоялся, и его конфигурация будет практически неизменной до того момента, пока какой-нибудь из участников не решит выйти из игры. Как только это произойдёт, «его» территория станет добычей всех остальных. По сути, нынешние события на севере Сирии как раз и связаны с частичным выводом американских военных по решению Трампа.
Для России это означает лишь то, что наши военные будут вынуждены сидеть в Сирии только потому, что их вывод практически сразу станет поводом для вторжения на территорию Асада со стороны всех остальных участников войны, и Асад легко может повторить историю Наджибуллы, который был свергнут буквально через два месяца после прекращения ему помощи.