В Саудовской Аравии произошло не слишком заметное, но исключительно знаковое и важное назначение на ключевой пост министра энергетики. Впервые им стал член правящей королевской семьи сын короля Абдель Азиз бин Сальман. Комментарии, которые последовали за этим назначением, в основном направлены на то, что Королевство намерено добиться существенного повышения цен на нефть, и нынешние подходы его не слишком устраивают. Целью нового министра станет обеспечение условий для подъема цен до 80-85 долларов за баррель.
Откровенно говоря, цель сомнительная: И не потому, что неразрешимая, а потому, что сланцевая революция в США стала фактором, превратившим систему противоречий между покупателями и продавцами нефти на рынке из равновесной в неравновесную. В систему уравнений, где число переменных было равно числу самих уравнений, ввели новую переменную. Система утатила возможность строгого решения. Оно возможно - но лишь методом перебора и приблизительное. Сокращение добычи "обычной" нефти вызывает краткосрочный подъем цен и практически немедленно запускает рост добычи сланцевых углводородов, которые компенсируют рост цены дополнительными объемами нефти на рынке.
Второй фактор - бурный рост энергосберегающих технологий и альтернативной энергетики. Этот фактор не имеет краткосрочного характера, но по сути, он стал отсекающей верхней границей, выше которой цена на нефть уже никогда не поднимется, за исключением каких-то экстремальных событий.
Как именно назначение нового министра нефти сможет переломить тенденции, вытекающие из этих объективных факторов - загадка. По-видимому, никак. Но здесь есть важное обстоятельство.
Саудовская Аравия - сложное образование, удерживающее стабильность внутри элиты системой сложных внутренних договоренностей и механизмов. А также строго оговоренным допуском к ресурсам разных клановых элитных группировок. Важнейший ресурс Королевства - нефть - была выведена из оперативного управления королевской семьи, чтобы не дать ей возможность узурпировать власть в ущерб интересам всех остальных племенных групп. Ломать этот баланс, да еще фактически через колено - для этого должны быть веские причины. Но и это еще не всё. Сама королевская династия, будучи отражением межплеменных балансов, выстроена на их проецировании в самой семье потомков Абдель-Азиза Аль Сауда - первого короля нынешней Саудовской Аравии. Абдель-Азиз заключил династические браки с представителями всех важнейших племен и кланов Королевства, и его потомки стали их представителями внутри династии. Естественно, что среди них есть "более равные", и внутри семьи также существует своя система противовесов, препятствующая одной группировке занять доминирующее положение.
Король сломал и эти балансы, назначив на пост министра нефти своего родного сына. Причем еще один родной сын - Мохаммед бин Сальман - сегодня является кронпринцем и сосредоточил в руках фактически королевскую власть и практически весь силовой ресурс. Что ломает еще одну традицию - лествичную систему престолонаследия, где умершему королю наследует его брат или иной родственник, но не родной сын. Это еще один механизм, предохраняющий династию от узурпации власти одним из кланов. Ну, и наконец, нужно вспомнить, что король и кронпринц (а теперь и новый министр энергетики) происходят из самого сильной клановой группировки внутри династии - клана Судейри. Который теперь вообще становится сильнейшим, концентрируя в руках силовой, аппаратный и финансовый потенциал.
Скорее всего, логика назначения брата (хотя и сводного - у них разные матери) нынешнего кронпринца на важнейший экономический пост страны в другом. Король стар и болен. К моменту его смерти кронпринц Мохаммед хочет получить абсолютную власть внутри династии. Целью такого тотального контроля, безусловно, является продвижение ключевого проекта развития Королевства - "Вижн-2030", который должен создать в стране, в которой нет вообще ничего, кроме нефти, новую передовую и главное - "ненефтяную" - экономику будущего. Сроки сжатые, объемы инвестиций колоссальные, сопротивление внутри династии и клановых группировок в самом Королевстве огромное. Всем проще жить по-привычке: качая нефть и деля доходы.
Кронпринц смотрит дальше - за горизонт 30 года, когда значение нефти в мировом энергобалансе начнет снижаться, причем темпами, которые неизбежно обрушат моноэкономики всех производителей углеводородов, живущих исключительно за счет торговли ими. Поэтому ему и нужна власть. Здесь и сейчас. Как сказал один великий геополитик современности: "Нет времени на раскачку!". Правда, он только бесполезно сотрясает воздух, а вот Мохаммед бин Сальман делает из этого практические выводы.