Саммит арабских государств

May 19, 2019 11:08

Саудовская Аравия призвала экстренно созвать саммит арабских государств с единственным вопросом повестки - обострение отношений с Ираном.

Госсекретарь Помпео столь же внезапно посетил Ирак, где в довольно жестких тонах предупредил иракское правительство (которое, впрочем, в данном вопросе компетентно очень номинально, так как слабо контролирут обстановку в стране), что активность шиитских проиранских бандформирований вблизи американских баз в стране выглядит угрожающей, а потому американские войска будут в случае необходимости предпринимать меры по самообороне, не информируя о своих действиях правительство.

Отсутствие в администрации Трампа профессионального и самостоятельного внешнеполитического блока (что для Америки, кстати, скорее исключение, чем правило: госсекретари США во многом очень самостоятельные фигуры и по большей части политики, а не дипломаты) ведет к крайне специфическим последствиям. Внутри администрации Трампа нет единого понимания внешней политики, а "недобитые" сторонники Обамы в ведомствах, которые так или иначе, но отвечают за нее, вносят дополнительный хаос.

В отношении Ирана очевидно сталкиваются две позиции, которые формально представлены ястребами - ЦРУ и умеренным Пентагоном. Почему армия умеренна, понятно - воевать в случае чего ей, и нести ответственность тоже ей. С ЦРУ спрос невелик.

Естественно, что ситуация гораздо сложнее, но пока факты таковы: вокруг Трампа идет ожесточенная борьба за и против военного обострения вокруг Ирана. Саудовская Аравия с ее призывом к саммиту пытается встроиться в обстановку на стороне "ястребов", так как, безусловно, крайне заинтересована в блокаде, а если получится - то и в военном решении иранской проблемы.

При этом сам Трамп начинает рассматривать все свои ходы все больше с точки зрения интересов 2020 года - выборов. Его соперником от демократической партии может стать Байден - бывший вице-президент Обамы, чловек с неоднозначной репутацией и имеющий весьма большой послужной список провалов на этом посту. Почти идеальный конкурент. Поэтому задача Трампа - не совершить ошибок больше, чем Байден, во внешней политике. Чтобы было чем козырять во время дебатов.

Проблема в том, что бездействие тоже может быть ошибкой. И иранская стратегия Трампа пока не выглядит цельной: он смог выбить Иран из "ядерной сделки", но далее ситуация "подвисает". Нужны либо дальнейшие шаги, либо выдвижение условий, которые Ирану будет предъявлены под угрозой блокады. И, конечно, программа действий на случай попыток Ирана блокаду прорвать. Вот здесь у Трампа все очень зыбко, и кстати, поэтому разгоратся ожесточенная борьба в его окружении.

Саудовская Аравия (и поддержавшие ее призыв ОАЭ) может попытаться сместь равновесие в пользу "ястребов". Решение по Ирану Трампу так или иначе, но придется принимать в более осмысленной редакции - держать ее в нынешнем подвешенном состоянии долго не получится. При этом жесткое решение выглядит более рациональным - Иран еще достаточно устойчив, агрессивная политика КСИР высасывает из него ресурс, но пока до коллапса еще довольно далеко. Поэтому блокада решением не является, она - лишь часть такого решения. Причем не самая важная.

Саудовская Аравия, Ирак, США, Иран

Previous post Next post
Up