США продолжают постепенно наращивать поставки газа в виде СПГ в Европу. Пока они носят скромный характер - за истекший год они составили чуть более 10 млрд кубометров, но рост объемов идет по возрастающей: только в марте этого года поставлено 1,4 млрд кубометров. С российскими объемами сравнивть пока нельзя, однако Штаты уже на третьем месте по объемам поставок СПГ в Евросоюз.
При этом у Газпрома началось падение объемов в сравнении с аналогичными периодами прошлого года. Это объясняется более теплой зимой, чем 2017/2018, но падение составляет более 8 процентов. Газпром не видит в этом ничего угрожающего, рассчитывая "добрать" объемы в течение года и остаться на прежнем уровне.
Нужно понимать, что для США сегодня работают два основных фактора, ограничивающих их возможности для экспансии на европейский рынок. Первая - техническая. Инфраструктура самих США пока не до конца отработана для поставок газа на сжижающие терминалы. Тонкость в том, что американский сланцевый газ (который ошибочно полагают основным экспортным ресурсом) не предназначен для сжижения - в нем слишком много сопутствующих добавок, не позволяющих сжижать его и транспортировать по газопроводам высокого давления. Полная очистка от этих примесей экономически бессмысленна. Сланцевый газ - это товар-субститут, товар-заменитель. Он используется в качестве местного топлива, заменяя "обычный" природный газ, высвобождаемые объемы которого как раз и идут (в том числе) на экспорт. Этот маневр до конца еще не отработан, американские специалисты в газовой отрасли полагают, что к концу 20 года задачу удастся решить. Вторая технологическая проблема - объемы танкерного флота. Они растут, но массовая поставка газа на европейский рынок потребует маневра мощностями и вызовет рост цен на перевозки в европейском направлении. Поэтому достаточные мощности будут накоплены опять-таки к концу 2020 года. С этого момента можно ожидать если не взрывной, то уверенный рост поставок.
Второй фактор - ценовой. Безусловно, цена СПГ из Америки дороже (и будет дороже) трубопроводного из России. И не только из России. В целом транспортная составляющая перевозки газа вполне сопоставима по цене и способна конкурировать с транспортировкой по трубе. Экономически целесообразно перемещать СПГ на расстояния, превышающие 2-2,5 тысячи морских миль, в этом случае стоимость транспортировки обоих транспортных систем (СПГ и труба) становятся сопоставимы. Проблема в том, что далеко не везде можно поставить приемные терминалы разжижения, и затраты на строительство всей инфраструктуры пока добавляют ощутимый довесок к цене СПГ.
Если первый фактор решается с течением времени, причем вполне обозримом, то фактор цены очевидно не успевает по времени. И поэтому США действуют в политическом поле. Грубо, но весьма эффективно.
Основная задача США в этом направлении очевидна. Цена на газ включает в себя не только стоимость добычи, транспортировки и маржу производителя и транзитера. Газ - стратегический товар, а потому цена рисков включается в цену самого газа. США политическими методами повышают стоимость угроз, которые сопровождают поставки российского газа. И стоит отметить, что абсолютно дегенеративная политика Кремля способствует этим планам как нельзя лучше. Если бы не было Путина и его невежественных друзей, рассаженных по стратегическим постам, Штатам нужно было бы их придумывать.
Угрозы, которые расточает Путин "урби эт орби", попытки Кремля шантажировать поставками углеводородов всех и каждого предоставляют Штатм широчайший коридор возможностей по созданию системы неприемлемых рисков для Европы, связанных с монополизмом Газпрома на европейском рынке. Расчет прост - чем выше риски с востока, тем более привлекательной выглядит цена на американский газ.
Что должен делать Кремль в такой стратегии США? Ничего. Вообще. Главное - не демонстрировать агрессию и не угрожать всем налево и направо, включая ядерным испепелением ("Мы, конечно, сразу в рай"). Но психология подзаборной шпаны не в состоянии отрефлексировать такую модель поведения. Когда на тебя наезжают, нужно в ответ быковать. И неважно, что именно этого от тебя и ждут, важно выглядеть круто.
Оба фактора, критически важных для начала экспансии США на газовый рынок Европы, сходятся в точку примерно в конце 20-начале 21 года. Тогда Штаты будут технически готовы к массовым поставкам СПГ, и к этому моменту интегральные показатели цены на газ из Америки и России (включая плату за риск) должны как минимум сравняться. С этого момента остановить американский СПГ будет практически невозможно.
Нужно при этом понимать, что для США экспансия на европейский рынок - вопрос принципиальный. Диспаритет в торговле с Европой и Китаем слишком велик, решение этого вопроса и составляет всю суть правления нынешнего президента Трампа. Решить прблему дефицита торговли можно двумя способами - вводя заградительные меры для европейских товаров или обеспечив условия для продвижения американских товаров в Европу. Чем, в общем-то, Трамп и занят. Решить проблему внешнего долга Америки при тех колоссальных значениях дефицита торговли с Европой и в особенности с Китаем просто нереально, поэтому вторжение на европейский рынок - вопрос национальной безопасности США. И если при этом пострадают интересы какой-то российской уголовной братвы - то Трампу от этого ни тепло, ни холодно.