Сегодня две утренние новости - это глобальное падение рынков и вторая (прямо связанная с последствиями происходящего) - визит Лукашенко в Москву.
В Штатах идут распродажи, за ними потянулся и наш монотовар - нефть. За ночь она упала еще и сейчас находится в районе 47 долларов. Все пока ждут продолжения, поэтому оценки происходящего предельно скупы - будет ли это краткосрочным помешательством или происходит что-то более серьезное, не скажет сейчас никто.
Для России, впрочем, радости в происходящем мало при любом развитии событий. Разве что пропагандисты получат возможность предъявить аргумент - не только у нас плохо, вот посмотрите на Америку. Вы что, хотите, как в Штатах?
Падающая нефть - благо для развитой индустриальной экономики, которая получает дешевый энергоноситель и сырье, но в России экономики нет, а есть только нефть, поэтому и возникают сложности. Из-за этих сложностей в Москву сегодня приезжает Лукашенко - Россия вводит с 1 января в действие "налоговый маневр", который для Белоруссии будет означать потерю сотен миллионов долларов (и это из расчета цены на нефть в 70 долларов). В реальности белорусский бюджет потеряет существенно больше.
Перед поездкой Лукашенко, как всегда экспрессивно, сообщил, что больше не может называть Россию братской страной, только партнером. Но понять кремлевских можно - тут у самих земля под ногами начинает гореть, не до братских объятий. Воровская классика - сдохни ты сегодня, а я - завтра.
Пока же можно сказать, что стратегия контроля за ценой на нефть, которую попытались реализовать в соглашении ОПЕК+, исчерпывает себя. Причины у этого фундаментальные, и у них есть последствия.
Первая и самая очевидная причина - сланцевый фактор. Любое сокращение добычи странами ОПЕК и Россией, с легкостью и быстро замещается увеличением объема добычи в США. По сути, такое сокращение - добровольная сдача рынка американцам. Не помогают даже политические факторы вроде катастрофы в Венесуэле, войны в Ливии и эмбарго в отношении Ирана - их объемы тоже быстро замещаются всеми участниками рынка, но и здесь сливки достаются американцам. Более того - к 24 году прогнозируется существенное увеличение добычи в США (по некоторым совсем уж оптимистичным прогнозам - до 15 млн баррелей в сутки). Даже этого фактора достаточно, чтобы с уверенностью говорить, что эпоха дорогой нефти как-то буднично и незаметно завершается.
Второй фактор - неторопливое изменение энергобаланса во всем мире подошло к качественному скачку. Развитые страны (они же ключевые потребители энергии) переходят на "чистую" энергию - газ, возобновляемые источники, электричество. В Германии закрыта последняя угольная шахта, причем никакого траура - в стране праздник. Немцы долго шли к этому и, наконец, перевернули страницу. Такое развитие ситуации означает, что борьба за европейский газовый рынок будет всё более ожесточаться. Переизбыток предложения газа и стагнирующая цена на нефть при ее переизбытке ребром ставит вопрос о лишних продавцах, которым нужно либо потесниться, либо вообще уйти с европейского рынка.
Парадокс заключается в том, что цена на газ опосредовано привязана к цене на нефть, а газ при этом теснит нефть как энергоноситель, сокращая ее потребление, на которое давит и рост доли "чистой энергетики". Соответственно, падение цены на нефть в перспективе приводит к падению цены на газ и повышает его привлекательность - растут объемы потребления. Начинается гонка, в которой выиграют те, кто в состоянии выдержать сокращение маржи - то есть, наиболее развитые и диверсифицированные экономики. Саудовский кронпринц Мохаммед, уловив приближающуюся катастрофу, пытается создать в Саудовской Аравии высокотехнологичные кластеры, способные хоть как-то сгладить будущие потрясения. У нас нет даже постановки такой задачи: путинские 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест как были с самого начала враньем, так и остались. Пресловутое Сколково не в состоянии даже дрон купить на Али-экспресс, чтобы предъявить его в качестве макета будущего летающего такси. Верх технологической мысли - одеть человека в костюм робота и выдавать его за отечественного Си-Три-Пи-О
Остается только одно - воевать, чтобы удержать свою долю на европейском рынке, но для войны опять же - нужна развитая экономика, а не только складские запасы ГСВГ. Что бы кремлевские ни делали, они упираются в одну и ту же проблему - нужна развитая экономика. И для мирной жизни, и для войны. Но в том и закавыка, что развивать экономику - означает снижать уровень воровства, а на это путинские подписываться не собираются. Вы что, совсем рехнулись? А в чем тогда смысл жизни?
По всей видимости, 19 год станет переломным, в котором решится судьба российской доли на европейском рынке газа. Во всяком случае, станут понятны масштабы будущей катастрофы для путинской модели экономики - захватываем национальные ресурсы, продаем их за рубеж, выручку похищаем. Праздник жизни заканчивается, начинается суровая ее проза. Для российского населения праздник закончился уже давно, но пелена с глаз и лапша с ушей - еще нет. Поэтому в новый год мы входим со старыми ворами, и тут уж ничего не поделаешь.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/rasprodaji-5c21f3ebcaa0bf00a994c961?from=editor