Болото

Sep 05, 2018 09:22

В Сирии продолжается затягивание в болото. Российская авиация бомбит уйгурских боевиков в Джиср-аш-Шугуре, израильская авиация бомбит Асада, американцы встали наизготовку, чтобы бомбить кого придется, Турция все более жестко говорит о необходимости согласования действий в Идлибе.




(удары российской авиации 4 сентября)

Определенным рубежом является встреча через пару дней в Тегеране Турции, России и Ирана. Основной вопрос - дележ Идлиба, однако это только внешняя и локальная часть общей проблемы. Собственно, авиаудары российской авиации по некоторым локациям Идлиба - это просто давление Кремля на Турцию перед встречей, военной нагрузки пока удары не несут.

Война в Сирии структурировалась в две войны. Одну ведут между собой разнообразные прокси, включая и Асада, который является точно таким же прокси Ирана и России, как и боевики - прокси Турции, или курды - прокси США. Вторая война - война внешних игроков. Они связаны между собой, но у каждой войны своя логика и свои задачи.

Асад, как прокси, свою войну с оппозицией, безусловно, выиграл - на данном этапе оппозиция уже не может разгромить его. Задачу личного выживания Асад решил. При этом никакой победы у него, конечно, нет и в помине - контролируя даже формально около 55 процентов территории (из которой почти половина - пустыня), говорить о победе и восстановлении контроля над страной невозможно. Раздел Сирии уже произошел, и теперь внешние игроки пытаются сконструировать какую-то относительно устойчивую конструкцию на ее обломках. Это и составляет суть второй войны.

Камнем преткновения является формализация статуса курдов и суннитов. Для сохранения единой (пусть и номинально единой) Сирии требуется проведение федерализации. Против чего категорически против Турция, против (хотя и менее категорично) Иран. Главная проблема федерализации - курды. Ни турки, ни иранцы не хотят давать им больше, чем автономию. Асад вообще против даже автономии, но его мнение мало кого интересует.

Собственно, курды тоже готовы на автономию, но в таком случае возникает вопрос о статусе территории оппозиции - она ни на какую автономию никогда не согласится, и даже если вдруг Идлиб будет захвачен Асадом (что пока не самое вероятное событие), сунниты уйдут в Турцию и будут продолжать воевать оттуда. Кроме того, и автономия, и федерализация предполагает политическое сотрудничество с Асадом, что для суннитов абсолютно неприемлемо.

Поэтому турки готовы зафиксировать существующее положение вещей, против чего уже выступают американцы - им, в общем-то, нужно снять с себя ответственность за курдов, отправив их либо в свободное плавание (что закончится неизбежной войной с Асадом, а заодно и Турцией), либо сдав их под кого-нибудь. Американцев вполне устроит федерализация Сирии - то есть, строго формальное сохранение ее единства при фактическом разделе - как в Ираке, где Курдистан только номинально считается частью общей страны.

Сложное переплетение интересов и противоречий, где нет места согласию, можно разрешить войной. Собственно, поэтому Кремль и Тегеран хотят выбить из уравнения суннитскую оппозицию в Идлибе - станет меньше неопределенности. Но это не устраивает ни Турцию, ни США, ни Израиль, которые смотрят дальше, и которые уже намечают следующий этап - выдавливание из Сирии Ирана.

Поэтому турки относительно спокойно смотрят и будут смотреть на упражнения Кремля в отношении неподконтрольных боевиков - в первую очередь, Джейш-аль-Изза на юго-западе зоны и уйгуров на западе, но при расширении операции дальше она встретит сопротивление уже не прокси-боевиков, а системных противников. США, в общем-то, уже обозначили свою позицию: им теперь не потребуется даже химическая провокация, достаточно объявить о массовой гибели мирного населения (а с этим как раз проблем нет - воздушный террор Асада и российской авиации как раз и направлен на максимизацию жертв с тем, чтобы мирное население само начало изгонять боевиков, как это уже было в Восточной Гуте и Дераа).

Собственно, сейчас можно будет ориентироваться на встречу в Тегеране. Если стороны выпустят коммюнике по ее итогам - какие-то, пусть и хлипкие, договоренности, на ней будут достигнуты. Не будет коммюнике - вероятность ударов США по Асаду резко возрастет, а также становится возможным ввод американских сил в Идлиб - в таком случае карательная операция вообще теряет смысл.

Пока же бомбардировки продолжатся, но исключительно как фактор давления на Турцию перед встречей. У Кремля все уныло-однообразно: Донбасс и война там ему нужны как инструмент давления на Киев перед переговорами по газу, удары по Идлибу - как инструмент давления на Турцию перед саммитом в Тегеране. Когда ты слаб, и не можешь добиться своего дипломатией, приходится воевать, причем заведомо понимая, что военной победы достичь не удастся.

Израиль же в этой мутной воде действует по своему расписанию. У него есть перечень целей, он по ним работает. Армейское руководство Израиля отчиталось по общим показателям - в этом году, оказывается, нанесено около 200 ударов по Сирии. В динамике по сравнению с прошлыми годами - резкое увеличение числа налетов и обстрелов. По всей видимости, дальше рост продолжится.




(удары Израиля по позициям Ирана в Сирии 4 сентября)

https://zen.yandex.ru/media/el_murid/boloto-5b8f76a6424afa00ac72cbbf?from=editor

Сирия

Previous post Next post
Up