После переговоров с Меркель Путин высказался по поводу транзита газа через территорию Украины. Меркель фактически поставила условие своего согласия на проект "Северного потока-2": сохранение украинского транзита. На что Путин дал свой ответ:
"Хочу подчеркнуть, поставки будут продолжены, если они будут экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности", - заявил он. Путин также отметил, что Россия всегда расценивала газопровод как экономический проект, поэтому в своих решениях руководствуется исключительно финансовыми соображениями. Он напомнил, что Россия считает проект выгодным и будет за него бороться.
В известном ряду: отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие Путин находится где-то ближе к середине. Он уже торгуется. Хотя ранее была твёрдо высказанная позиция: транзитный контракт не будет продлеваться и перезаключаться ни при каких условиях. Об этом впервые было сказано зампредом правления Газпрома Медведевым летом 2015 года. Очевидно, что зампред озвучил не личную позицию, а позицию правления, а учитывая, что "газ - это бизнес президентов", как сказал в свое время Кучма, то и позицию высшего политруководства.
Далее позиция изменилась, и тот же Медведев уже в этом году стал говорить, что контракт не будет продлен ни при каких условиях,
но это не исключает возможности продолжения самого транзита. Как это будет выглядеть на практике - поставка товара без договора - Медведев уточнять не стал, видимо, он и сам понятия не имел, как это вообще возможно. В этом же ряду были судорожные метания с разрывом действующего контракта, после чего появилась волшебное число в 15 миллиардов кубометров, которые все-таки могут поставляться через Украину, в общем, если попытаться следить за ситуацией по официальным заявлениям официальных лиц, то может сложиться впечатление о некотором не совсем здоровом образе их жизни, влияющем на мыслительную деятельность.
Текущая позиция - договор будет, транзит тоже будет, но если условия будут выгодными. Путин, понятно, в очередной раз сказал неправду, заявив, что транзит через Украину всегда рассматривался исключительно как экономический. Базовая отрасль, еще теплящаяся и приносящая вожделенную валюту в умирающую путинскую экономику, по определению не может быть чисто экономической. Это политика, причем ради нее ведется две войны. Две практически безнадежные войны, стоит отметить.
Европейцы отдают себе отчет в том, что потеряв Украину, Путин вынужден рассматривать украинский транзит как предельно "токсичный". При сохранении сколь-либо значимых объемов прокачки газа через неё все европейское направление начинает пребывать под неприемлемой угрозой. США, которые и контролируют теперь Украину, могут создать на украинском транзите поставки газа кризис, который поставит европейцев перед необходимостью пересматривать контракты на поставку всего российского газа по всем направлениям. Собственно говоря, проект Северного потока-2, который изначально рассматривался как очень перспективный в каком-то отдаленном будущем, исходно рассматривался как 3 и 4 нитка проекта "Северный поток". Возможность строительства 3 и 4 ниток была рассмотрена в 2012 году, признана целесообразной и отложена в долгий ящик - у Европы просто не было потребностей в дополнительных объемах газа помимо имеющихся и запланированных, а у "Газпрома" не было на этот проект газа.
Все изменилось после 14 года, когда стало ясно, что США взяли под контроль территорию Украины, выиграв геоэкономическую войну за нее (геоэкономика - это борьба за инфраструктуру поставок ресурсов, в отличие от геополитики - борьбы за источники ресурсов). Этот аспект вообще никак не освещается российской пропагандой, но сам факт превращения Украины во враждебное государство является поражением Кремля в геоэкономической войне с США за европейский рынок. Поражение пока не окончательное, но катастрофическое по своим последствиям.
Поэтому проект СП-2 был в срочном порядке реанимирован в 2017 году, однако спешка и судорожность, как и в случае с Южным потоком и попыткой по-быстрому переформатировать его в Турецкий поток, привели лишь к появлению новых противоречий. В случае с Турецким потоком было принято решение ввязываться в сирийскую войну, что с первого же дня выглядело дичайшей авантюрой, а то, что война приняла затяжной бесперспективный характер, не сумев принудить Турцию согласиться на изначальные параметры Турецкого потока в три транзитные трубы, лишь демонстрирует этот авантюризм и некомпетентность. К счастью, сил вести третью войну у Путина уже нет, поэтому вокруг Северного потока-2 идут лишь угрозы. Но угрозы серьезные - НАТО нарастило свою группировку в Прибалтике, которая по сути является структурой развертывания. Группировка НАТО угрожает как точкам входа в морскую часть обоих Северных потоков, так и самой трубе морского участка.
США, отдавая себе отчет в авантюризме процедур принятия решений в Кремле, заранее обезопасили себя от военных упражнений Путина, продемонстрировав, что готовы в случае необходимости парировать любые попытки бороться с терроризмом на северных широтах. Если кто-то обратил внимание, то большая часть учений России в последние годы (в том числе и на западных границах) проходила как раз под легендой борьбы с терроризмом, что для армии, вообще-то говоря, не профильное занятие. Штаты сделали правильный вывод и не стали дожидаться, когда в Кремле обнаружат каких-нибудь "полярных террористов".
По сути, Путина уже обложили флажками и гонят его в нужном направлении. Он еще способен огрызаться, но деваться ему особо некуда. Поэтому и приходится идти по стадиям, в конце которых - принятие неизбежного. Пока он торгуется, но сдавать ему нечем - в этой игре у него уже нет козырей.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/gnevtorgdepressiia-5afff17ba815f1619f0dad02