Мальтийские рыцари

Jan 13, 2018 14:16

Сообщение о том, что российские бизнесмены чуть ли не массово покупают мальтийское гражданство, слегка всколыхнуло информационное болото России, из которого только и выделяются дурнопахнущие пузыри поиска очередного врага вперемешку с такими же по запаху сообщениями о наших небывалых успехах. На самом деле речь идет о не очень значимом эпизоде: 500 человек за прошлый год получили гражданство Мальты, законодательство которой позволяет делать маленький гешефт на европейском паспорте.

Тут же возникла версия о непатриотичности всех этих 500 персонажей. Как они могли, - основной мотив осуждающих высказываний. Остальные лишь завистливо вздохнули.

Проблема в том, что сегодняшняя Россия и патриотизм - понятия очень своеобразные. Можно быть патриотом России, которая должна быть на месте сегодняшней - это без сомнений. Но быть патриотом нынешнего путинского Мафия стейт могут быть либо бандиты, либо полностью безголовые. И это противоречие, конечно, создает довольно серьезный диссонанс. Путин не зря потребовал считать патриотизм важнейшей духовной скрепой - он прямо заинтересован в легитимации (то есть, общем сознательном одобрении) существующего уголовного режима власти и управления. Можно фальсифицировать любые результаты, можно управлять с помощью репрессий - но лучше всего, если ты сумеешь заставить принять то, что есть и как оно есть.

Мы все время попадаем в одну и ту же ловушку. Государство - это инструмент навязывания воли правящего класса (или сословия, что для нынешней России в связи с ее одичанием становится всё более актуальным). Патриотизм - это безусловное принятие нынешнего состояния страны и государства и защита их любой ценой. Нельзя защищать некую абстрактную Россию, она всегда предельно конкретна. Реальная Россия - страна рабов и страна господ, страна бандитов и тех, кого они грабят. Есть другие России - виртуальные. В мечтах. Можно быть их патриотом. Но нельзя быть патриотом чего-то абстрактного и неконкретного.

Можно защищать либо то, что уже есть, либо то, что должно быть на месте нынешнего. В том случае, если ты не готов ни к тому, ни к другому, ты становишься конформистом - приспособленцем. Это не плохо и не хорошо, это просто такая стратегия поведения. Каждый приспосабливается как может. По большей части такое приспособление выражается в эмиграции - внутренней или внешней. Эмигрируя внутрь себя, человек пытается отключиться от внешнего кошмара, уходя целиком в семью, работу, какие-то занятия. Либо эмигрируя по-настоящему - то есть, сбегая из окружающей его невыносимой действительности. На Украине, к примеру, из 50 миллионов советского населения сейчас осталось порядка 30. Может, чуть больше. Часть вымерла, но значительная часть просто бежала. Куда повезло бежать. В Европу, Россию, да все равно куда, лишь бы подальше. Эмиграция из России тоже растет, и ее темпы внушительны: если в 11 году из страны уехало 37 тысяч человек, то в 16 - почти 600 тысяч. За годы последнего срока Путина из страны бежали более 2 миллионов человек. Голосование за путинскую стабильность идет преимущественно ногами.

Это проблема. Ее уже называют "пятой волной" эмиграции, ее темпы и масштаб вполне сравнимы с предыдущими волнами и тоже вызваны катастрофической обстановкой в стране. Это, собственно, один из маркеров надвигающейся социальной катастрофы. Их много, этих маркеров, они известны, но их стараются не замечать, а в государстве, глава которого на любую неясную ситуацию всегда трусливо прыскает в кусты, это вобще стиль решения любой проблемы - не замечать ее вообще.

На таком фоне 500 "мальтийских беглецов" - мелкий эпизод. Ему пытаются придать негативный оттенок просто потому, что далеко не все могут купить себе европейский паспорт за несколько сот тысяч евро. Но настоящая причина происходящего совершенно в ином: в мафиозном государстве комфортно живется только бандитам, уголовникам и их наемному персоналу. Это их государство, оно защищает их интересы, поэтому они его патриоты. Все честно. В любом другом государстве нынешние властители жизни займут единственно подобающее им место - в уголовном подполье или тюрьме. Но в путинском они - государственная власть и приближенный к ней бизнес. Кто с этим не согласен - тот отключается от происходящего или бежит от него. Вот, собственно, и весь ответ.

Россия

Previous post Next post
Up