Отставка

Oct 30, 2017 01:25

"Уход в отставку" Барзани с европейской точки зрения выглядит признанием им своего поражения, хотя ситуация, без сомнения, гораздо сложнее. Формальный статус в родо-племенном обществе значит немного, а курды - это народ, который застрял между временами, и в котором архаика в общественном устройстве занимает более чем значимое место.

Фактически Барзани - лидер одного из самых крупных кланов, и этот "титул" никак не зависит от формального названия любого из занимаемых им постов.

Курдская федерация в Ираке всегда была весьма эфемерным образованием, две крупнейшие партии с гораздо бОльшим удовольствием воевали между собой, чем с любым внешним противником, и недавнего формального единства достигли через заключение соглашения о том, что Патриотический союз клана Талабани будет представлять курдов в федеральных структурах Ирака, взамен клан Барзани и его Демпартия будет считаться формальным руководством автономии. Естественно, есть и другие партии - Горран, который является скорее оппозицией клану Талабани и его ПСК, однако в целом пытается хоть как-то расшатать существующее двухпартийное деление региона. Своеобразная "третья сила", опирающаяся на маргинальные и не имеющие перспектив в жесткой двухпартийной структуре региона группы населения.

Тем не менее, Барзани сохраняет практически полный контроль над "своей" территорией, и уже поэтому можно говорить о поражении его проекта независимости, в котором он имел в виду улучшение положения в первую очередь своего клана, но не о поражении Барзани, как лидера Демпартии. Фактически Курдистан вернулся в ситуацию послевоенной конфронтации между двумя курдскими партиями.




Американцы не стали оказывать поддержку Барзани по вполне прагматичной причине: в таком случае они однозначно восстанавливали против себя не только Багдад, но и курдов Талабани, оставаясь в итоге только с Барзани и перспективой его войны не только с Ираком, но и с Талабани. В выигрыше при таком положении дел оказывался Иран, и скорее всего, генерал Кассем Сулеймани, договариваясь с Талабани, очень рассчитывал на поддержку американцами Барзани. И если так, он просчитался. Оставаясь за пределами схватки, Штаты оставляют за собой возможность арбитража между всеми ныне враждующими силами, особенно учитывая возрастающую враждебность их по отношению к Ирану, который ведет себя в Ираке все более нагло и беспардонно.

"Предательство" США имеет перед собой предельно рациональную основу - им теперь нужно сплотить всех курдов и правительство Ирака против радикальных шиитов (и их спонсора Иран). Если ранее создавался союз против ИГИЛ, то теперь задачей является переконфигурирование прежних коалиций в новую - против Ирана. Понятно, что для этого требуется распад прежней коалиции, что генерал Сулеймани и сделал, к вящей радости американцев, не приложивших к этому процессу ни малейших усилий. Теперь нужно перехватывать инициативу у иранцев, что не просто, но полдела иранцы за американцев уже сделали.

В Сирии, кстати говоря, после военного поражения ИГИЛ американцы будут таким же образом сколачивать новую коалицию - курдов и суннитов - против Асада и России. Для тупоголовых адептов бесконечных побед Путина, возможно, такая переконфигурация будет выглядеть предательством США их нынешних союзников, но у Штатов только один союзник - они сами. А уж себя они точно предавать не станут.

Курдистан

Previous post Next post
Up