Задержанных ФСБ предполагаемых террористов,
которые намеревались завтра устроить теракты в Москве, привычно отнесли к Исламскому государству. Вроде бы имеется некая запись с присягой, выложенная в интернет. Второй задержанный намеревался устроить охоту с ножом.
Скажем так, новость двоякая. С одной стороны, превентивное задержание потенциальных террористов - несомненно, успех. С другой - все тот же вопрос про дальние подступы. Разницы, как выясняется, никакой. Можно бомбить сирийские города по принципу: на кого упало, тот и террорист, вызывая приступы психоза у верноподданной публики, которая кровожадно требует зрелищ - но на ситуации в самой России это никак не отражается.
Более того. Могу сказать крайне крамольную вещь. Исламское государство с 13 года трансформировалось из чисто террористической сетевой структуры в квазигосударственную иерархическую, постепенно уходя из "террористической профессии", переводя свою борьбу в системное и привычное поле межгосударственной борьбы. Уничтожая квази-государственные структуры ИГ, Россия (в том числе) возвращает ИГИЛ в состояние сетевой террористической структуры. "Борьба с международным терроризмом" в таком случае приведет к усилению террористической угрозы по всему миру, причем нынешний ИГИЛ - это гораздо более серьезный и опасный противник в такой конфигурации, чем он же, но 5-7 лет назад, когда Исламское государство было сугубо локальным региональным субъектом.
Так всегда бывает, когда бестолковые и малообразованные люди лезут пальцами в розетку. Это касается не только кремлевских. В свое время иракский политик Али Аллауи (между прочим, первый премьер постсаддамовского Ирака) сказал, что американцы, войдя в Ирак, не имели ни малейшего представления о его особенностях, а потому с первых же дней оккупации творили по полному своему неразумению такое, что в итоге и привело к сегодняшней катастрофе. Кретин в политике гораздо более опасен, чем кретин-пользователь какой-нибудь технической штуковины. В штуковинах хотя бы предусматривается защита от дурака, которая хоть как-то, но препятствует тем, кто из чистого любопытства лезет куда не следует. В политике такую защиту предусмотреть невозможно.
В итоге мы получаем прямо противоположные результаты прикладываемым усилиям.
Борьба на дальних подступах - чистой воды профанация. Один политический невежда провозгласил этот лозунг, а нерассуждающие и оболваненные миллионы бездумно повторяют за ним любую ахинею.
Причина терроризма - в первую очередь идейная и социальная. Там, где к человеку относятся как к животному, он неизменно решает вопрос: смириться или бороться. Чем более зверские условия жизни и чем больше людей попадают в такие невыносимые обстоятельства, тем выше число тех, кто готов даже ценой жизни бороться против дикой несправедливости. Один из главных лозунгов ИГИЛ: "Я не буду жить в унижении".
Увы, но чисто полицейские меры могут работать в узком диапазоне. Главным методом борьбы с терроризмом, причем терроризмом массовым, является работа по улучшению социальной обстановки, созданию человеческих условий для людей, возможностей их личностного роста. В современной России это невозможно в принципе. Мафия создает условия только для себя, плодя нищету и безнадёгу для всех остальных. Такие условия всегда будут питательным бульоном для криминала и терроризма, для огромного числа других социальных болезней - алкоголизма, наркомании, суицидальных синдромов, агрессии, бытовых преступлений. И это полицейскими мероприятиями не лечится, точно так же, как нельзя с этим бороться ковровыми бомбардировками мирных граждан как чужой, так и своей страны.