Сирия. Текущее

Jul 03, 2017 00:20

Снова статистика за июнь. 55 операций смертников в Сирии и Ираке за месяц. По статистике смертников можно судить, где именно и с кем ИГИЛ ведет настоящую войну, а где вяло отмахивается. Мосул и Ракка - два ключевых фронта, где смертники применяются как оружие поля боя. В большинстве других мест они применяются в значительной мере как инструмент диверсий и терактов.


Две других войны, которые ведет ИГИЛ - с боевиками "конкурирующих" группировок и про-асадовскими силами (называть этот полубандитский, полу-иностранный конгломерат сирийской армией язык, откровенно говоря, уже не поворачивается).

Говоря про "полубандитский", я ничуть не грешу против истины. Буквально на днях пошла целая волна роликов и фотографий именно с про-асадовской стороны со сценами, по сравнению с которыми меркнет даже ИГИЛ. То ролик с русскоговорящими наемниками, забивающими кувалдой какого-то араба и называющие его через мат "игиловцем", то пафосные "Соколы пустыни", позирующие с отрезанными головами неких людей, то люди с нашивками "Хезболлы", добивающие кого-то возраста не старше лет двенадцати, причем добивающие нарочито жестоко - и всё это, естественно, на камеру. Война, понятное дело, не делает людей добрее, но есть запредельные вещи, за которыми называть людей людьми уже проблематично. В общем, бандиты и есть бандиты - любая армия тем и отличается от банды, что вопрос дисциплины и бессудных расправ находится под контролем командиров. Если такого контроля нет, то нет и армии - есть просто банда.

Для ИГИЛ это не противники. Объективно говоря, ни по отдельности, ни вместе боевики Сирии и проасадовский конгломерат не могут бороться с ИГИЛ на равных, хотя наша пропаганда имеет на этот счет другое мнение. Кроме того, расширение территории Асада тоже может служить аргументом в пользу того, что я ошибаюсь. Однако нужно понимать, что ИГИЛ не просто сдает территории или панически бежит, а довольно грамотно заводит Асада в соприкосновение с курдами, где вопрос их столкновения становится вопросом времени. Непрямое управление - конек игиловского руководства. Они таким же образом эффективно и результативно управляли американской оккупационной администрацией в Ираке и багдадским правительством - что им какие-то курды, недееспособный Асад, иранские аятоллы или кремлевские политические лузеры.

В качестве примера можно привести недавний "успех" сирийцев на юге, где ИГИЛ просто отошел на десяток километров в сторону и открыл коридор к границе для небольшой группы иранских про-асадовских наемников, что было преподнесено как небывалая победа Асада. Проблема в том, что эта небывалая победа сразу привела к жесткому противостоянию с американской коалицией, и сегодняшнее тревожное ожидание химической провокации на юге Сирии, после чего крайне вероятен удар авиации США по ВВС Сирии - это как раз следствие этой "небывалой победы" и нарушения планов США в отношении их стратегии на юге. Примерно такую же картину сейчас создает ИГИЛ в центральной Сирии, отдавая территории западнее Евфрата и заводя про-асадовские силы под курдов. США уже сочли эту ситуацию угрожающей, и вероятность удара по Асаду еще более выросла.

В Ракку между тем заводят новые отряды боевиков, причем к Джейш аль-Осре присоединились подразделения Килафы. Очевидно, что в Ракке решено реализовывать стратегию Мосула - максимизировать потери курдов, что абсолютно разумно с точки зрения продолжения борьбы: после Ракки курды (или Асад - тут кто проворнее) будут вынуждены втягиваться в сражение за Дейр-эз-Зор, и наиболее разумным для Исламского государства является создание ситуации, когда Асад и курды вцепятся друг в друга до осады и штурма Дейр-эз-Зора. Собственно, эту ситуацию сейчас и создают. Ослабив курдов потерями в Ракке, ИГИЛ рассчитывает уравнять силы асадовских наемников с курдами и сделать их столкновение максимально вероятным - а при этом противники так или иначе все равно истощат друг друга.

Всё на поверхности, но в том и интерес - ИГИЛ здесь ведет себя как субъект, выстраивая коридоры решений, внутри которых и Асад, и курды вынуждены действовать, не имея возможности выскочить за них.

Тот факт, что ИГИЛ враг, никак не делает его карикатурным персонажем. Это очень умный, расчетливый и предельно рациональный противник, и закидательские ура-настроения типа "ура, мы ломим, гнутся шведы" только ему на руку. "Война - это путь обмана", сказал в свое время очень умный человек, и руководители Исламского государства с ним не только согласны, но и действуют так же.

Сирия, ИГ

Previous post Next post
Up