Штурм Ракки постепенно переходит в осаду. Курды, бодро начав с пригородов, на них же и застряли. Прокурдские европейские энтузиасты периодически закрашивают чуть ли не пол-города, якобы занятые освободителями, но в реальности ситуация "зависла". Сегодняшнее сообщение об окружении города с юга оказалось точно таким же блефом, как и все предыдущие.
Джейш аль-Осра верна своей тактике: от бомбардировок она спасается не отступлениями, а наоборот - атакой, в итоге коалиция бомбит жилые кварталы за спиной боевиков, причем курды как правило не выдерживают атак и отходят. Без бомбардировок курды наступать не в состоянии. В итоге штурм превращается в методичное и предельно варварское уничтожение города без каких-либо существенных потерь для боевиков.
За пределами городской черты "Осра" действует тактикой засад, чему способствует топография местности. Курды вынуждены перемещаться крупными колоннами от 200-250 человек минимум, чтобы хоть как-то обезопасить себя от внезапного нападения. Меньшие группы немедленно истребляются в ходе крайне быстрых нападений. Это снижает мобильность курдов без какой-либо пользы для них: отсутствие полноценных командных кадров не позволяет качественно воевать группам численностью выше ротного уровня - взаимодействие между подразделениями более крупного уровня из-за низкого качества комсостава очень плохое, поэтому всё, что больше роты, мало чем отличается от толпы. "Осра" как раз и вынуждает курдов сбиваться именно в толпы. Американские советники как-то решают проблему, но не слишком.
Пока можно сказать, что решение будет найдено в варианте полного разрушения города. Другой сценарий будет означать для курдов тяжелейшие потери, на которые они могут быть и не готовы.
Проблема находится вдалеке от Ракки. 25 сентября в иракском Курдистане намечен референдум о независимости. Все против, однако США подчеркнуто нейтральны. Исход референдума ни у кого сомнений не вызывает, а вызывает крайнюю озабоченность в Иране, Ираке и Турции. Мало того - курды "отжали" под себя Киркук с его нефтными полями, что совершенно нетерпимо для Багдада. Но ему ответить нечем - пока иракская армия умирала в Мосуле, пешмерга наблюдала за происходящим издалека. И теперь у Багдада нет аргументов силового порядка. Турция и Иран, естественно, в принципе не в состоянии вмешиваться в происходящее. Распад Ирака и резкая дестабилизация региона после референдума становится максимально вероятным сценарием.
Для сирийских курдов ситуация имеет двоякий характер - им будет гораздо проще вписать создаваемую ими Рожаву в создаваемый Курдистан, хотя и придется стать младшими партнерами Барзани. Но только в том случае, если им удастся сохранить свою силовую структуру. Без нее они не смогут рассчитывать ни на какое партнерство - только на полное подчинение. Именно поэтому штурм Ракки для них выглядит палкой о двух концах - взятие Ракки позволит им рассчитывать (обосновано или нет - вопрос неизвестный) на благосклонность США, поэтому они вынуждены оплачивать своей кровью предвыборные обещания Трампа. Но взять Ракку им нужно с минимально возможными потерями, чтобы сохранить достаточную боеспособность своих военных структур. Что не позволяет сделать уже "Джейш-аль-Осра" и постоянно подходящие подкрепления ИГИЛ. Кроме того, все жестче конфронтация с Асадом. Пока сирийцев отгоняют американцы, но ИГИЛ понимает расклады и отступает на западном берегу Евфрата таким образом, чтобы соприкоснуть сирийцев и курдов в надежде на их неизбежное столкновение.
При всей хаотичности процесса вокруг Ракки он, безусловно, структурирован и вполне рационален. В каком-то смысле его субъектами являются США и ИГИЛ, Асад и курды в нем ведомы и вынуждены поступать так, как им предписывают участники более высокого уровня.
Ракка. Смертники:
2 of multiple SVBIEDS shown in new Raqqa video
#Syria pic.twitter.com/m7USYV5PZo- Paweł Wójcik (@SaladinAlDronni)
19 июня 2017 г.