Активно муссируется тема возможного заключения перемирия, а возможно, и союзнического договора между Тахрир аш-Шам (по сути Аль-Кайеда) и Исламским государством. Ключевое противоречие между ними носило узкополитический характер и заключалось в разном отношении к так называемой Свободной сирийской армии и аффилированных с ней структур. Тахрир аш-Шам недавно выступил с заявлением, что поддерживает точку зрения Исламского государства на ССА, как отступников и союзников "крестоносцев".
Скорее всего, под идеологическим примирением скрывается сугубо политическая необходимость - джихадисты в Сирии последние четыре-пять месяцев активно структурировались и размежевывались с протурецкими и прозападными группировками. Организационно джихадисты выиграли от такого размежевания, однако в военном отношении стали заметно слабее. Логика вынуждает их поступаться принципами и сближаться с ИГИЛ, который тоже заинтересован в своем усилении.
Однако даже если объединение не состоится, координация действий может серьезно осложнить жизнь их противников. США предпринимают титанические усилия по сколачиванию ударных группировок для похода на Ракку и Дейр-эз-Зор, а также продолжают гнать на убой иракскую армию в Мосуле, не считаясь с последствиями. Цель - "заддосить" ИГИЛ одновременными ударами на всех направлениях, лишить ИГ маневра. Однако сколачиваемые таким образом коалиции и группировки собраны "на живую нитку" и выглядят очень неустойчивыми. Если джихадисты Тахрир аш-Шам и ИГ сумеют хотя бы координировать свои действия, они смогут последовательными ударами развалить шаткие коалиции и снова вернуть обстановку на прежний уровень войны всех со всеми.
Объединение группировок может серьезно усилить их. У ИГИЛ есть огромные запасы оружия и боеприпасов, для которых у них уже не хватает людей. У Тахрир аш-Шам ситуация обратая - людей достаточно, но линии снабжения существенно обрезаны, вследствие чего для боевиков ТШ невозможно проведение продолжительных операций, а большая часть боевых действий ведутся исключительно для захвата трофеев.
Для ИГ сейчас крайне важно пополнение людьми, и в этом компоненте у Тахрир аш-Шам есть значительные резервы. Что могут сделать отряды ИГ, видно по сражению за тот же Мосул или Табку. Табку, которую защищали от силы 250-300 боевиков, курды превосходящими в 15-20 раз силами брали 50 дней, Мосул берут уже семь месяцев и пока прогнозы по срокам завершения операции иракцы перестали делать по причине полной бесперспективности этого занятия.
На этом фоне Турция готовится сделать очень острый и неоднозначный шаг - турецкие войска, пользуясь соглашением о "зонах деэскалации", готовятся войти на территории провинции Идлиб и оккупировать ее. Подготовка к вторжению идет полным ходом. Такой шаг может привести к новым размежеваниям и переходу в лагерь джихадистов ряда пока лояльных Турции группировок в Сирии.