В дополнение
к предыдущему.
Есть статистика и по потерям шиитской милиции и "сахаватов" - членов вооруженных добровольческих формирований типа "Ас-Сахва". Статистика не совсем совпадающая со статистикой потерь армии - военные потери приведены за 6 месяцев, потери "милиционные" - за 5 месяцев. Но они еще более впечатляющи
В общей сложности за время операции по штурму Мосула погибло 24 тысячи шиитских карателей из различных группировок типа "Бадр", "Шааби" и других радикальных формирований. "Сахаватов" погибло 8321 человек. "Круглость" потерь шиитов не должна смущать: во-первых, их действительно много, а потому считают плюс-минус сотня, отсюда и округление, во-вторых, для ИГИЛ шииты - абсолютное зло, враг номер один, а потому за людей их не считают. Шииты отвечают тем же - здесь всё симметрично. Уровень ожесточения вполне соответствует классической религиозной войне.
Приведены и потери милиции в технике, но в данном случае более важны именно людские потери. Они существенно выше армейских, что объяснимо - во-первых, отсутствие опыта и выучки, во-вторых, полное пренебрежение элементарной дисциплиной. Ну, и третий фактор - каратели всегда худшие бойцы, чем военые. Расстреливать мирных - это одно, воевать с равным противником - совершенно другое. С мотивацией у карателей, как правило, тоже далеко не всегда все в порядке.
В сущности, шиитские каратели во многом похожи на добробаты в Донбассе - основное их занятие - зачистка мирного населения и грабеж.
Кроме того, шиитские зондеркоманды в силу оперативной необходимости во время штурма Мосула обеспечивали блокирование города с запада, в частности, штурмовали ключевую точку Тель-Афар. Бои за город носили предельно ожесточенный характер, потери шиитов носили совершенно катастрофический характер при том, что численый перевес доходил до соотношения 15:1
В общей сложности можно констатировать, что группировка, принимающая участие в штурме Мосула, понесла потери свыше 40 тысяч человек за полгода штурма. При том, что изначально было собрано порядка 160 тысяч человек (всего), и около половины принимало участие непосредственно в штурме, потери в личном составе в четверть от общего количества и половину от действующих на фронте можно назвать тотальными во всех отношениях. Совершенно неудивительно, что штурм захлебнулся и не достиг поставленных целей.
У коалиции и Багдада нет продолжения. Они лишь в состоянии разрушить оставшийся город до основания. Еще месяц назад степень разрушения города доходила до 60% - то есть, только 40% городских построек не были повреждены в ходе обстрелов и боевых действий. Тотальные разрушения коснулись примерно 20 процентов городских построек - это здания и сооружения, которые не подлежат ремонту и восстановлению. Сейчас, видимо, эти цифры еще выше.
Можно сказать, что ИГИЛ в целом выполнил свою задачу - соотношение потерь доведено до уровня 1:10 (если считать за ИГИЛ и племенные ополченческие формирования, воюющие за Исламское государство. Если считать потери только ИГИЛ, соотношение еще выше). При этом ИГИЛ продолжает контролировать примерно две трети западной части города, продолжает кошмарить остальной город и практически все три провинции - Анбар, Салахуддин и Найнаву.
Война продолжается. Откровенно говоря, даже очень осторожные оценки американцев про ее завершение к концу 17 года выглядят безудержным и совершенно неоправданным оптимизмом.