Переконфигурация

Nov 19, 2016 19:36

20 января, после вступления Трампа в должность, придет время смены политики Белого дома - и судя по идущим сейчас назначениям, смены кардинальной.

Естественно, что на первом этапе администрация Трампа будет обязана проводить, что называется, антикризисные мероприятия - восьмилетие Обамы создало в важнейших регионах планеты ситуацию, прямо угрожающую интересам групп, которые готовятся прийти к власти в следующем году. Республиканцам предстоит выделить ключевые точки и противоречия, смена политики в которых начнет как минимум стабилизировать (с точки зрения новых хозяев Белого дома) обстановку. После чего придет время ее разворота.

Ударной силой Арабской весны были относительно умеренные исламисты, однако как показали события в Египте, Ливии и в первые годы борьбы за Сирию, они не способны взять власть в ситуации жесткого сопротивления власти. Для бархатной "цветной" революции они - самое то, однако серьезный слом режима им не под силу. В принципе, этот же тренд мы видели и на Украине - чтобы сломить даже такой никчемный режим, как власть Януковича, потребовались ультарадикалы и истребление нескольких сот человек в качестве инструмента слома.

Естественно, что в такой ситуации радикалы практически гарантировано выходят из-под контроля, и управлять событиями можно лишь на более высоком уровне.

К чести администрации Обамы можно сказать, что большая часть радикальных группировок исламистов на Ближнем Востоке перешла под довольно плотный контроль - как самих США, так и их вассалов. Непрямое управление ими связано с тем, что большая часть группировок критически зависит от внешней помощи. Примерно по тому же принципу Кремль перехватил еще в июне-июле 14 руководство восстанием на Донбассе и теперь говорить о восстании можно лишь в глубоко прошлом времени. Сегодня это целиком кремлевский проект, и раз на Донбассе продолжают истреблять людей, а миллионы дончан лишь выживают - так надо Кремлю. У него на этот счет свои резоны, к элементарному гуманизму не имеющие никакого отношения. Хуже, но примерно так же обстоят дела и по ту линию фронта на Донбассе. У Киева своя головная боль - ему нужно держать своих наци по возможности в одном месте, а еще лучше - постепенно их утилизировать.

Не под контролем остается лишь ИГИЛ. Главная ценность Исламского государства - территория и работающая организационная структура управления. Это позволяет ему не зависеть от внешних источников, а значит, управление им возможно лишь через создание внешних непреодолимых границ, в рамках которых и можно аккуратно разворачивать его активность в нужных направлениях. Дело это небыстрое, но другие способы выглядят либо затратными, либо неприемлемыми.

Собственно, перед Трампом сейчас и будет стоять задача - найти способ, который был абсолютно неприемлем для Обамы, но с помощью которого можно будет убрать с доски столь неопределенный фактор, как ИГИЛ. Способ этот вполне очевиден - Россия. Собственно, Кремль влез в сирийскую авантюру лишь для того, чтобы обменять немножко российской крови на прощение некоторых вольностей, которые Путин позволил себе в 14 году. Обама не мог себе позволить такой обмен - во-первых, впереди маячила избирательная кампания, во-вторых, любое послабление в сторону Путина вполне могло был быть воспринято как слабость самого Обамы.

Перед Трампом нет этих проблем. Он пришел уже в сложившуюся ситуацию, и поэтому может начинать ее с нуля.

Интерес Кремля предельно очевиден - Крым и санкции. Если за это нужно предать, сдать, убить - Кремль пойдет на это не дрогнув. Тут не до сантиментов - уже сейчас понятно, что и с Крымом все сложилось очень неудачно, а уж про санкции и говорить нечего - импортозамещать нужно так много, что речь должна идти о полномасштабных реформах. На такое Путин и его друзья не подписывались. Либо реформы, либо набивание карманов друзей и соратников по тяжелому делу грабежа страны - тут альтернатива проста. И понятно, что выберет правящая клика. Если бы она собиралась что-то реформировать, то у нее на это были и более подходящие времена.

Трамп вполне может предложить размен. Юридически признавать Крым российским никто не будет - это нет смысла даже рассматривать. Но снять вопрос с повестки вполне возможно. К нему ведь всегда можно снова вернуться.

Однако взамен Штаты потребуют много. Даже очень много. Скорее всего, речь пойдет о взятии на баланс всей Украины - в конце концов, у Запада своих проблем хватает. Естественно, помощь Киеву должна идти совершенно безвозмездно, ни о какой попытке смены правящего в Киеве режима и условий оказания этой помощи не может идти и речи, Киев же вправе рассматривать ситуацию как свою несомненную победу с выплатой Россией репараций (да именно так это и будет выглядеть на самом деле). Второе условие - это, естественно, ИГИЛ. Вы там что-то говорили про дальние подступы? Ну так что ж вы так медлите?

Здесь ключевым вопросом станет судьба Асада - точнее, гарантии того, что хотя бы побережьем и приграничным районом с Ливаном будет управлять его режим. Любой другой руководитель Сирии поставит вопрос о немедленном выходе России из страны и разорвет все соглашения по базам. Чем будут торговать по этому вопросу - неизвестно. Судя по всему, Алеппо - это значимая точка, перекресток многих интересов.

Задача борьбы с ИГИЛ очевидна - лишить группировку значимых территорий в Ираке и Сирии, выдавить ее в пустыню, вернуть ее в предыдущее несистемное маргинальное состояние. Вот этим и предложат вплотную заняться Путину.

Теоретически такая реконфигурация ближневосточного пространства позволит Трампу подготовить почву для следующего этапа - ликвидацию последствий погрома ближневосточных сателлитов, восстановление прежней изоляции Ирана, улучшение при этом отношений с Израилем.

Для Саудовской Аравии такая смена курса, в принципе, должна стать радостным событием, но идеи Трампа в области нефтяной политики могут свести на нет все положительные эмоции. Отмена ограничений на экспорт американской нефти и упрощение выдачи лицензий на шельфовую добычу вкупе с протекцинистскими мерами защиты самого американского рынка могут кардинально изменить ситуацию на нефтяном рынке. Надежды на относительно стабильные цены рухнут, и цена даже в 20 долларов может стать заоблачной. При этом в самих США в условиях, когда импорт нефти будет снижаться, обстановка останется вполне комфортной.

В отличие от демократов республиканская администрация точно будет разговаривать языком ультиматумов - во всяком случае, силовой и внешнеполитический блок Трампа набирается из людей, для которых Россия в любом виде - экзистенциальный враг, к тому же находящийся в настолько уязвимой позиции, что входить в ее положение не будет никто. "Горе побежденным", и весь сказ.

Как именно поведут себя в Кремле - сказать пока сложно. С вменяемостью там не всегда в порядке, поэтому вполне возможны и обострения. Но, откровенно говоря, Путин своей блестящей внутренней и внешней политикой низвел страну до вполне коматозного состояния, поэтому бодаться с Трампом он сможет лишь за условия капитуляции. Его персональная задача проста - власть до конца жизни. Такая нехитрая мотивация дает широкий простор для любых торгов.

Россия, Ближний Восток, США

Previous post Next post
Up