Власти Египта
готовы поставить памятник погибшим в ходе теракта в аэробусе А321 на Синае. В принципе, ситуация почти симметричная турецкой - турки тоже лишились туристического потока, но сумели весьма странным образом и явно с полным желанием российской стороны снова стать нашими лучшими партнерами.
К Египту у российской стороны претензий практически нет - во всяком случае извинений не требуется. Но и туристов возвращать никто не спешит. Попытка Египта сделать хоть что-то понятна, но судя по всему, здесь вопрос вообще не к нему.
Проблема с расследованием катастрофы А321 очевидна: буквально сразу были названы исполнители, нет проблем и с ответственными: ИГИЛ если и не взял непосредственно на себя этот теракт, но как минимум признал идейную к нему причастность, примерно как с терактом в Орландо. Исполнители, в общем, особо не скрываются - синайская группировка, называющая себя Вилайетом Исламского государства.
Тем не менее, расследование никак не доводится до логического завершения и похоже, что есть весьма заинтересованные лица и силы, которых вполне устраивает такое подвешенное состояние. А раз так - то вопрос "кому выгодно" неизбежно возникает.
Ансар Бейт аль-Макдис, которая прямо названа исполнителем теракта, остается ненаказанной, хотя буквально сегодня Кремль отрядил в совершенно бессмысленный полет шестерку наших стратегических бомбардировщиков для символического отмщения за сбитый вертолет.
В принципе, опять же, никто особо и не скрывает, что за Ансар Бейт аль-Макдис стоит Катар, который раскачивает ситуацию в Египте в рамках своей борьбы с Саудовской Аравией за влияние в регионе. Мы, конечно, можем вызвать неудовольствие Катара, если разнесем в пыль и песок "его" террористов, но в целом это в рамках правил, поэтому особых проблем вроде бы и не предвидится. Скорее всего, дело здесь в другом.
Россия в регионе утратила все прежние позиции. Во всяком случае, они близки к нулю и каких-то особых шансов на их рост не предвидится. Сирийская война и победа в ней, безусловно, резко подняла бы значение России, но во-первых, эта победа выглядит крайне сомнительной в принципе, а во-вторых, все действия России не дают подозревать ее в таком намерении.
В такой ситуации единственная здравая стратегия - играть на противоречиях и вторым номером, втискивая какие-то интересы и выторговывая для себя мелкие подачки у ведущих игроков региона. Играть на подхвате, говоря проще.
В рамках такой стратегии можно предположить, что вялое расследование и категорическое нежелание доводить его до логического завершения (а им может стать наказание виновных и восстановление туристического потока в Египет) - это как раз игра за одну из региональных команд. Собственно, их три - Иран, Саудовская Аравия и Катар, причем в Египте сошлись интересы именно последних двух. Именно для Катара выгоден жесткий кризис в Египте, обострение внутренней ситуации и (возможно) повторение Тахрира с возвращением разгромленных, но все еще сильных братьев-мусульман. При этом нужно понимать, что за них же с очень высокой долей вероятности будет играть и Клинтон, если придет в ноябре к власти. Вообще, ее приход наверняка перезапустит Арабскую весну, если, конечно, на повестке не встанет что-то более серьезное. Например, Россия.
Вполне возможно, что Кремль учитывает перспективы прихода Клинтон к власти и учитывает тот факт, что с высокой долей вероятности будущая Арабская весна-2 пойдет катком по Турции и Саудовской Аравии. Кстати, очень любопытный момент: ИГИЛ буквально на днях, пожалуй, впервые четко и ясно заявил о своих претензиях на Аравийский полуостров. В своем фильме "Структура Халифата" он указал на территории, на которых будет располагаться Халифат - во всяком случае, в качестве текущей программы-минимум. И Аравийский полуостров фигурирует в его планах наравне с Шамом и Хорасаном. Вообще, фильм - тема отдельная, судя по всему, внутри ИГИЛ возник консенсус, серьезно отличающийся от ранее достигнутого. С момента объявления Халифата борьбу повели между собой две непримиримые и противоположные точки зрения, одна из которых - "построение Халифата на отдельно взятой территории", вторая - "Всемирный Халифат любой ценой". Первую отстаивали технократы-баасисты, входящие в Шуру ИГ, вторую - идеологи-исламисты. Похоже, что на данном этапе баасисты сумели взять верх, хотя и дали возможность идеологам существенно раздвинуть прежнюю идею построения исламского государства суннитов на территории Ирака и Леванта. По крайней мере, Хорасан (северо-восток Ирана-северо-запад Афганистана), который теперь тоже объявлен целью территориальных притязаний Халифата, в планах заявлен, заявлен в них и Аравийский полуостров. Это не было предусмотрено ранее в планах баасистов, но компромисс, видимо, иначе не был бы достигнут.
Всё это создаёт почву для серьезного беспокойства у Саудовской Аравии, которая может попасть одновременно под два катка - под Клинтон и под ИГИЛ. И это же дает возможность для России торговать, особенно если учесть, что Саудовская Аравия все-таки отказалась сотрудничать с Россией по нефтяным вопросам, торпедировав идею R-OPEC. Все горшки побиты, а потому и предавать никого не придется.
Вполне возможно, что наше присутствие в Сирии при всем кромешном идиотизме в вопросе спасения Асада имеет для Кремля более далекий смысл - любой ценой зацепиться за регион, чтобы иметь возможность даже не торговать своей позицией, а жалобно попискивать из-под переговорного стола. Другого нам все равно не дадут - это медицинский факт.
В таком разрезе Египет, туристы и какие-то никому неинтересные 200 убитых россиян идут лесом. Геополитика, понимаешь. Поэтому Россия упорно торпедирует любые попытки Египта вернуть российских туристов, используя подвернувшийся повод, который любезно соорудили для Кремля партнеры из прокатарской группировки. В любой другой ситуации их, безусловно, показательно раскатали бы по пескам, но сейчас с них не менее показательно, хотя и не особо демонстрируя, сдувают пылинки. Ну, подумаешь, 200 россиян - ну, погорячились ребята, они больше не будут.
Если это так - то, скорее всего, расследование будут затягивать и замалчивать, тема и без того прочно ушла глубоко в подвал всех новостей. А раз так - то и с восстановлением турпотока можно будет не спешить. Не до него сейчас.
Расчет понятен - любые политические проблемы у саудитов вернут (причем мгновенно) цены на нефть к вожделенным трехзначным цифрам, а собственно, больше номенклатуре ничего и не нужно. Остальное купим - стандартный девиз нынешних властителей страны. В этом смысле Клинтон и Катар - наши любимые партнеры, тут даже спорить не о чем.
Правда, Штаты - игрок на порядок более высокого уровня, а потому в его политике обязательно будут присутствовать и другие линии и треки. В том числе и весьма неприятные для Кремля. Во всяком случае, курс на демонизацию России и лично Путина и переход Штатов в российской политике к практике рефлексивного и персонализированного управления (то есть, непосредственная работа с немногочисленными персонажами, принимающими решения, основанная на понимании их мотивов и оценке их личных качеств), говорит о том, что нам при Клинтон придется как бы не сложнее, чем саудитам. Это даже не многовекторная, а многоуровневая политика, в которой современная Россия практически бессильна ввиду своей незначительности и недостаточности. Остается только встраиваться и торговаться - причем торговаться изо всех сил, сдавая всё, кроме самого дорогого.
Этим и объясняется, что в египетской политике Кремль втстраивается на вторых ролях уже даже не западную политику, а в политику политических карликов типа Катара (хотя Катар, конечно, является лишь представителем одного из крупнейших глобализированных кланов современной политики). Но деваться некуда - приходится работать с тем, что есть.
Ну, а Египту не остаётся ничего, кроме как пытаться привлечь наше внимание криками "Мы хорошие". Да никто и не спорит. Просто не до вас сейчас, извините.