Федерация

Jun 12, 2016 02:06

Пожалуй, курды - единственные, кто упорно решает свою задачу в Сирии и главное - добиваются результата. По сути, только они и ИГИЛ имеют шансы в будущем устройстве Сирии и Ирака. Это совершенно не означает, что шансы превратятся в что-то более вещественное, хотя что касается курдов - то они встроены в проект одной из американских группировок, что, безусловно, добавляет им вероятностей.




Курдский коридор имеет смысл только как территория будущего газового маршрута из Ирана в Европу. Маленькая закавыка - на его пути стоит Турция. Или сирийская Латакия - почему бы и нет. Американцы (здесь нужно понимать, что речь идет не совсем о политике США, а об интересах одной из наднациональных группировок, имеющих американскую прописку) всегда играют на продолжение. И создание курдской федерации в таком случае будет означать развитие ее в прямое столкновение с Турцией. Причем практически неизбежное. Идущие нон-стопом боевые действия между курдами и турками в Диярбакыре - предвестники этого столкновения.

Как это всегда бывает, у курдов нет единства ни по одному из вопросов - это их извечная проблема. Есть часть курдской "элиты", встроенной в текущую ситуацию. К примеру, Барзани ведет свой бизнес с Турцией, заинтересован в торговле с ней нефтью и рассчитывает на стабильную Турцию как гарантию своим бизнес-интересам. Естественно, не только лично своим, но и всей своей группы.

Молодая поросль курдов, презрительно относящаяся к конформистам-старикам, предавшим идеалы, не имеет будущего в том, что строит Барзани, и создание курдской федерации дает им шанс на свой проект. Этому проекту критически мешает наличие Турции - и война неизбежно рано или поздно придет на турецкую землю. Турки, кстати, это понимают лучше других, но пока не могут силой задавить курдский молодняк - хотя и делают для этого все возможное. YPG - проект американцев, и крушить его означает войти в прямое противостояние с такими силами, против которых Эрдоган бессилен. Собственно, знаков и знамений ему было послано в последние годы достаточно, чтобы понял даже совсем тупой - а Эрдоган точно не таков.

При этом курдская федерация в случае своего возникновения становится интересной и ситуативно союзной Ирану. У него свои резоны: проект трубы через северный Курдистан означает необходимость договариваться именно с Барзани, который уже имеет свои и довольно серьезные позиции. Труба через территории южнее владений Барзани: через иракских курдов Талабани и курдскую федерацию Сирии более интересна - эти курды согласятся на гораздо более жесткие условия со стороны иранцев.

Собственно, поэтому курдам нет необходимости громить ИГ - их интерес перпендикулярен направлению на Ракку - причем чисто геометрически и географически перпендикулярен. Приоритетная задача - коридор к Африну и создание единой связной территории. После чего ИГИЛ становится лишь недружелюбным соседом с юга, которого нужно отгонять от себя, и только. Перспективной задачей становится выход к морю в любой точке - турецкой или сирийской. Без разницы.

Американцы (а это та самая группировка, которая мечтает о полном переформатировании карты Ближнего Востока) уже четко дали понять, причем неоднократно и вполне определенно, что видят независимый Курдистан на землях Сирии, Ирака и Турции, равно как не видят будущего у Саудовской Аравии.

По сути, именно сейчас закладывается решение этих двух задач. Курды, отогнав ИГИЛ от границы с Турцией, будут вынуждать его либо проламываться сквозь курдскую территорию, либо поворачивать на юг. Второй вариант устроит вообще всех - и Штаты, и Иран, да и Россию тоже. Саудиты сидят колом в горле у всех, хотя и по разным причинам.

Правда, в рамках такой стратегии политика России в Сирии выглядит наименее вменяемой - Кремль решает эту вполне консенсусную со всеми задачу крайне кривой дорогой и чудовищно неэффективно. Объяснение этому вполне очевидное - у Кремля нет российской политики, национальные интересы для воров и уголовников всегда пустой звук, они решают какие-то свои, сугубо местечково-шкурные проблемы. С национальными они совпадают очень случайным образом - причем по большей части не совпадают. Поэтому действия Кремля и вызывают оторопь - хотя если принять, что говоря Кремль, мы не имеем в виду Россию, тогда все становится на свои места.

Вторая задача, которую решают Штаты - понуждение курдов к продолжению войны за выход к морю. Только в таком случае у них появляется ресурс для торговли с Ираном, у которого уже есть договоренности с Турцией и Барзани по поводу прокладки газопровода. Не самые выгодные и небеспроблемные - но есть. Если курдская федерация предложит что-то более интересное - тогда почему бы и нет. Правда, тогда сирийским курдам и курдам Барзани придется урегулировать возникающие разногласия - но такие мелочи внешних игроков не беспокоят, зачем лезть в семейные споры.

Так или иначе, но пока курды упорны в своей стратегии - и у них она точно есть. В отличие от многих других участников событий в Сирии и Ираке. К глубочайшему сожалению, и в отличие от России - у нас здесь прослеживаются в лучшем случае сугубо тактические соображения.

Сирия, Саудовская Аравия, ИГ, Иран, Курдистан, Россия, Ирак, США, Турция

Previous post Next post
Up