Хиллари Клинтон сделала весьма резкое заявление по Китаю, которое можно расценивать только как угрозу. Единственное, что пока ее "извиняет", это, конечно, предвыборная ситуация - в такое время американских политиков традиционно несет. Клинтон заявила, что
"...Китай нелегально заваливает наши рынки дешёвыми товарами, крадёт наши коммерческие секреты, манипулирует своей валютой, предоставляет несправедливые преимущества (своим) государственным предприятиям и осуществляет дискриминационные меры в отношении американских компаний... Я знаю, как они действуют, и они знают, что если я стану президентом, то им придётся следовать общим правилам, поскольку мы намерены раз и навсегда добиться справедливого отношения. В противном случае они не получат доступа на наши рынки..." У всех есть свои слабые места. У России это экспорт нефти и газа плюс наворованные миллиарды номенклатуры. У Китая это - внешние рынки, затруднение доступа на которые мгновенно отразится на состоянии его экспортоориентированной экономики. В этом смысле Клинтон знает, куда бить.
Справедливость по-американски - это как раз то, что инкриминирует Клинтон Китаю, но для самих США. Они без стеснения и манипулируют своей валютой, и создают преимущества своим компаниям, и крадут коммерческие секреты (вместе с их носителями - все вместе это называется свободное перемещение идей, людей и капиталов). Но когда этим же пытаются заниматься другие, Штаты встают на дыбы.
Пока всё это предвыборный раж и запал, поэтому сильно заострять внимание на словах Клинтон, конечно, не стоит. Однако вполне возможно, что американский истэблишмент (а точнее, та его часть, которую представляет Клинтон) пришел к выводу, что теперь пришло время разбираться с Китаем.
Клинтон и ее группировка стоит за Арабской весной и запуском всех деструкционных событий и проектов последнего десятилетия. Старт был взят настолько резко, что в 12 году бешеную Хиллари пришлось укорачивать, устроив нападение на посольство США в Бенгази и создав предлог для ее удаления из администрации. На место Клинтон пришел более умеренный Керри, хотя его умеренность заключается не в целях, а методах. Удары по государственному суверенитету, как институту международных отношений, продолжились. В этом смысле преемственность политики Керри с политикой Клинтон несомненна.
В случае победы Клинтон вне всякого сомнения обстановка в мире будет раскачиваться удвоенными темпами - ее группировка совершенно не беспокоится за возможность развязывания горячей фазы мировой войны, отдавая себе отчет в том, что США сегодня наиболее сильная в военном отношении страна и у нее попросту нет военных противников, поэтому угроза извне для нее практически нулевая. Приоритет группировки Клинтон - это сроки переформатирования мирового порядка, они не могут позволить себе вдумчивую и рассудительную политику. Эта группировка ведет борьбу с имперским и изоляционистским лобби в самих США (которых, кстати, и представляет Трамп при всей его эксцентричности и внешней маргинальности по отношению к системным республиканцам). Кроме того, у группировки Клинтон есть противники и в своей среде - как раз по вопросу темпов продвижения стратегии ликвидации суверенных государств во всем мире. Поэтому логика группы Клинтон вполне разумна - ей нужен острый кризис, инициатором которого будет именно она, а значит - именно она будет иметь наибольшие шансы использовать его в своих интересах.
Конфликт с Китаем (по примерному сценарию конфликта с Россией - то есть, через искусственное резкое обострение, введение санкций и наращивание давления) может стать таким кризисом. Китайцы критически зависимы от внешних рынков, у них пока не получается переориентироваться на внутренний рынок - заявленные темпы повышения платежеспособности своего населения не выдерживаются. Однако Китай делает в этом направлении очень много. Кампания борьбы с коррупцией, в ходе которой под нож пошло уже 100 тысяч китайских чиновников и бизнесменов - один из видимых индикаторов действий китайского руководства, выравнивающего имущественное неравенство не только экономическими, но и откровенно полицейскими методами. Си Цзинпинь спешит, понимая всю критичность положения Китая на этапе перехода.
Американцы опасаются того, что зависимость Китая от внешних рынков будет уменьшаться в результате реализации его программы построения общества "среднего достатка", поэтому если и начинать борьбу - то сейчас. Заявление Клинтон нужно расценивать именно с этой точки зрения - Штаты опасаются утратить рычаг давления на Китай, а потому готовы интенсифицировать конфликт и кризис, пока такой рычаг еще существует и выглядит для Китая серьезной угрозой.
Для нас, кстати, эта новость имеет сугубо нейтральный оттенок - нас на фоне возможного конфликта Штатов и Китая никто не забудет - для России уже создана самоподдерживающаяся система борьбы и давления, поэтому США могут позволить себе отвлечься на более серьезные задачи, совершенно не опасаясь за итоги противостояния с российской элитой - никаких видимых причин для того, чтобы сомневаться в результате, у американцев нет. С Россией все идет по плану. Если произойдет кризис, который выбивается из американского сценария - тогда, возможно, у нас появится шанс выскочить из проложенной нам колеи. Не произойдет - тогда мы на пути в светлое будущее, написанное нам там, за океаном.