Меркель: работа над ошибками

Jan 09, 2016 16:44


На волне бесчинств мигрантов в новогоднюю ночь в Кельне, которые не удалось замолчать (хотя власти и полиция очень дозированно выдавали информацию, а в сети совершенно необъяснимым образом оказалось на удивление мало фото- и видеоматериалов, хотя события происходили в толпе численностью под 10 тысяч человек), канцлер Меркель намерена ужесточить миграционное законодательство.

Ужесточение, правда, носит пока весьма половинчатый характер: упрощается лишь процедура депортации мигрантов, нарушивших закон - то есть, меры будут приниматься не превентивные, а рефлекторные: по последствиям. Однако ужесточения правил к приему беженцев пока не происходит.

На самом деле странное поведение немецких политиков носит вполне объективный характер. Очень высокие социальные стандарты в Германии тяжелым бременем лежат на бюджете и экономике в целом. Снижать эти стандарты обычным способом невозможно, остаются необычные. Как всегда, ломка существующих механизмов возможна через создание рукотворного кризиса, который можно будет развернуть в нужном властям направлении. Таким кризисом и становится огромный приток мигрантов.

Логика немецких властей выглядит вполне рациональной. Создав тяжелый кризис и волну возмущения, можно через некоторое время пойти на реальное ограничение и даже уменьшение числа внезапно прибывших в Германию мигрантов - однако при этом значительная часть их останется и будет искусственно внедрена в экономику страны, создав жесткую конкуренцию на одном из наиболее чувствительных сегментов рынка труда - неквалифицированного труда, который и без того почти нерентабелен для нанимателей из-за необходимости платить высокие зарплаты (или нарушать закон). Власти могут на волне вызванного ими кризиса в обмен на высылку части мигрантов существенно снизить социальные стандарты, захватив и соседние сегменты рынка труда, а также сократить социальные пособия и социальные программы - и опять же, в более широком диапазоне.

Такие мероприятия можно будет преподнести как борьбу с негативными последствиями нашествия мигрантов (причем кто именно организовал это нашествие, можно будет попросту умолчать) - а на выходе немцы получат общее ухудшение своего положения, вызванного как необходимостью адаптировать новую волну пришельцев, так и снижением социальных гарантий, которое затронет значительную часть всего немецкого общества.

Собственно говоря, для реализации такого сценария и потребовалось, чтобы в 2015 году в Европу массово хлынули накапливающиеся за ее пределами мигранты. Проблема не в их количестве как таковом: европейские институты вполне спокойно переваривают такое число мигрантов, проблему вызвало их необычно большое число в короткий промежуток времени. Это и стало причиной коллапса европейских механизмов: они не рассчитаны на такой мощный поток в единицу времени.

Говоря иначе, если бы поток мигрантов шел более равномерно на несколько меньшем уровне, в Европе вообще бы не заметили происходящего. Во всяком случае, ничего из ряда вон. Однако тот же самый процесс в "сжатом" виде породил массу проблем, из которых сейчас пытаются выйти через нестандартные меры.

Похоже, что как раз такой сценарий и был очень выгоден тем силам в Европе, которые пытаются при сохранении общего курса скорректировать его за счет снижения нагрузки на социальные статьи бюджетов. Кризис вынуждает искать пути оптимизации, а вполне обеспеченное население выглядит слишком лакомым куском, за счет которого можно решить вознишие сложности. Это, безусловно, создаст новые проблемы - к примеру, упадет покупательская способность и спрос, но власти вынуждены решать краткосрочные задачи - пусть и ценой более долгосрочных. Сейчас не до длинных решений, кризис диктует спрос на ответы "здесь и сейчас".

Германия

Previous post Next post
Up