Американский контингент в Афганистане сообщил, что
в движении "Талибан" на востоке страны произошел раскол, часть талибов присоединилась к Исламскому государству и теперь ведет ожесточенные бои с бывшими коллегами.
Фактически раскол носит строго идеологический характер, так как все остальные исходные данные остались прежними - бывшие талибы-пуштуны воюют против нынешних талибов-пуштунов. Идет война между молодой и агрессивной идеологией Исламского государства и закостенелой идеей Аль-Кайеды. Судя по всему, есть и еще одно различие - к ИГ присоединяется молодежь. Ставка на нее оправдывается на все сто - молодые боевики и такие же молодые командиры устали от бесперспективности вечной войны, которую им предлагают старшие товарищи. Им нужен результат, причем быстрый - и обязательно победа. Исламское государство выглядит именно тем, что обещает им и победу, и ее быстрое достижение.
Идеология Аль-Кайеды - "оборонительный джихад" ("джихад-ад-даф"), который требует отпора вторгшимся на территорию ислама "новым крестоносцам". Идеология Исламского государства - "джихад наступательный" ("джихад ат-талаб"), который помимо "крестоносцев" требует искоренять отступников и в самом исламском мире, которыми объявлены все, не разделяющие идей ИГ и не подчиняющиеся ему.
Упор делается на молодежь, которая всегда ниспровергает основы. И если старшее поколение всегда в таком случае выступает консервирующим началом, сдерживая радикализм молодых, то Исламское государство отменило этот консерватизм, называв его "иртидадом" (вероотступничеством), тем самым обосновав возможность неподчинения старшим.
При такой постановке вопроса раскол в Талибане стал вопросом времени. Ветераны Талибана могут долго рассказывать о своих былых победах, но прямо сейчас им предъявить нечего кроме войны, которую они ведут фактически ради нее самой. Молодым нужен результат. Победа. Исламское государство предложило им понятный и радикальный путь - уберите этих старых замшелых и ничего не понимающих древних пней, станьте на их место и добейтесь победы сами. Предельно соблазнительное предложение.
Говоря иначе, перед нами классический конфликт поколений, конфликт отцов и детей. К нему примешано желание свергнуть старшее поколение и занять его место со всеми причитающимися дополнениями в виде налаженного наркотрафика, контроля над провинциями, поставками оружия и так далее. При "естественном" ходе событий моледежь возьмет все это в руки еще не скоро, а тут появляется не только возможность, но и теоретическое и идейное обоснование такому мятежу.
Кроме того, нужно учитывать, что Исламское государство крайне заинтересовано в своей экспансии в направлении ресурсно привлекательных регионов. Целью является захват востока и севера Афганистана (а есть сведения, что узбеки и таджики Афганистана, враждующие с пуштунами и, соответственно, Талибаном, рассматривают вопрос о присоединении к Исламскому государству - во всяком случае, не отвергают эту идею). Взятие под контроль севера сулит выход к Туркмении и Узбекистану. Газ и хлопок - ценные призы в создании ресурсно независимого государства, и борьбу между ИГ и Талибаном нужно рассматривать не только в качестве идеологических сражений. Также идет борьба за плацдарм для нападения на страны бывшей советской Средней Азиии. Кто получит возможность для их атаки и захвата - это тоже является целью нынешней борьбы.