Сегодняшнее
заявление министра иностранных дел ДНР Кофмана, касающееся ситуации вокруг Приднестровья, выглядит несколько странным. В принципе, определенная логика в нем, безусловно, присутствует - в случае атаки Приднестровья украинскими войсками наиболее верным решением становится использование ситуации войны на два фронта, которая невыгодна Украине. Наступление на Донбассе, безусловно, поможет Приднестровью - и не только морально.
Правда, здесь сразу появляется много вопросов. Во-первых, согласованные действия предполагают и взаимодействие непризнанных республик. Пока, если можно судить, такого взаимодействия нет. Если бы Кофман, как министр иностранных дел, делал свое заявление из Тирасполя, оно прозвучало бы гораздо весомее. Однако пока внешнеполитическая деятельность ДНР сводится к участию в вопящих и улюлюкающих ток-шоу на "Первом" и "России", есть некий договор между Южной Осетией и ДНР, практическое воплощение которого пока выглядит крайне смутно. Пожалуй, всё.
Второй момент заключается в том, что с наступлением у армии ДНР, мягко говоря, не все хорошо. Бои под Дебальцево, в районе аэропорта и идущие сейчас столкновения под Широкино, весьма неясная по замыслу и исполнению недавняя атака в Марьинке лишь подтверждают тот факт, что ополчение, даже названное армией, не способно преодолевать созданную ВСУ оборону. У ВСУ, кстати, та же проблема. Обе стороны находятся в позиционном тупике и неспособны решить задачу военного сокрушения противника.
В такой ситуации наступление, тем более вынужденное, ситуативное и не слишком подготовленное, обойдется ополчению невероятно дорого, причем неясен конечный результат такого наступления - сможет ли оно быть настолько мощным, что вынудит останавливать любые действия в районе Приднестровья и перебрасывать оттуда резервы, предназначенные для той операции. Скорее всего, этот результат неясен и самому руководству ДНР, которое и свои-то проблемы с ежедневными обстрелами городов решить не может, что вылилось вчера в стихийный митинг доведенных до полного отчаяния жителей поселка Октябрьский.
Есть, конечно, вариант, что Кофман сказал - ну просто сказал. Обозначил себя, любимого, на чем тему можно и закрывать. Учитывая качество нынешнего руководства республик, которое умудрилось направить в Киев документы по внесению изменений в Конституцию, а затем по ходу дела начали вносить в них правки, такое предположение имеет право на жизнь.
Наконец, есть еще одна причина, по которой Кофман был вынужден сделать подобное заявление. Нужно быть совершенным кретином, чтобы не понимать, что после сдачи республик под Киев (а с этим никаких сомнений нет - вопрос лишь в условиях и сроках) в услугах нынешнего руководства перестанут нуждаться оба партнера - в Киеве и Москве. Не зря главный вопрос, который неустанно пытаются решить "представители республик" - сохранение их на своих постах после перехода под Киев. Ничего другое их, в общем-то, и не интересует. Тем не менее, судьба всех предателей во все времена была одинаковой - их выбросят и забудут. Это если цивилизованно.
Но с той простотой нравов и методов, которые сегодня царят по обе линии фронта, где ликвидируют неугодных и садят "на подвалы" в режиме нон-стоп, гарантий, что народные избранники банально выживут, никто давать не будет. И кем бы они ни были, такой элементарный расклад они все-таки должны понимать.
Вчера на митинге одна из жительниц Октябрьского отказалась называть премьеру Захарченко свою фамилию, опасаясь, что ее после этого расстреляют. Уровень доверия и любви к руководству со стороны местных жителей, надо понимать, зашкаливает. Само руководство внутри себя напоминает пауков в банке, бесконечно арестовывая своих собственных министров и служащих - так что вряд ли у них есть иллюзии по своему поводу после сдачи республик.
Собственно, с этим и может быть связано заявление Кофмана. Оно в таком случае направлено не Киеву, а Кремлю. В переводе на общеупотребимый оно звучит как: "Мы еще вам пригодимся". Вот, видите, Приднестровье тут вот-вот полыхнет. Может, не будете прямо сейчас нас сдавать? Может, чуть попозже?
Все это интересно, и можно долго гадать, какая муха укусила именно сегодня министра иностранных дел ДНР, но главный вопрос заключается не в этом. А в том - будет ли вообще Украина в скором будущем нападать на Приднестровье? Пока Киев сделал весьма грамотный ход - он создал блокаду и запер Приднестровье со своей стороны, предельно усложнив снабжение как самой республики, так и миротворческого контингента. По идее, сейчас самое разумное в стратегии за него - это просто сидеть и ждать, что предпримет Россия в такой патовой для себя ситуации. Это Россия теперь вынуждена что-то делать, загнав себя в ловушку своего миротворчества вместо того, чтобы жестко и решительно ликвидировать саму причину проблем - киевский режим. В такой обстановке нападение Украины на Приднестровье выглядит совершенно неразумным - ей нужно просто сидеть и ждать. Что бы ни сделала Россия в Приднестровье в сложившейся обстановке - будет воспринято на Западе как агрессия, а любые действия Украины после этого - оправданными и законными.
Уже поэтому предупреждение Кофмана, хотя и выглядит логичным, совершенно неясно, насколько соответствует реальной ситуации. А также способности самой ДНР реализовать угрозы, высказанные им в адрес Киева. А угроза, за которой нет ничего, стоит крайне дешево.