Иран и Венесуэла договорились о мерах по противодействию политике Саудовской Аравии на нефтяном рынке. Пока это лишь первый шаг, но наиболее важным является вопрос - присоединится ли к этим мерам кто-либо еще.
Почему Иран и почему Венесуэла - ясно. Для Ирана сейчас наступил крайне сложный период, когда он пытается запустить свою программу по подъему добычу нефти вдвое до 2020 года. Именно сейчас он наиболее уязвим - саудиты сделали правильный выбор времени. Венесуэла вообще перманентно пребывает на грани кризиса. Поэтому соглашение логично вытекает из совершенно объективных обстоятельств.
У двух стран, пусть и очень значимых на рынке, шансов немного. Саудовскую политику поддерживают все аравийские монархии (Бахрейн с его оскудевшими запасами не в счет, позиция Омана неясна, но скорее всего, он как минимум будет держать нейтралитет). Главное - против этой политики не выступают США, которые вроде как тоже могут пострадать. Что заставляет предполагать политический сговор. Каждая из сторон этого сговора борется за свои интересы, и в данном случае, похоже, они совпали полностью.
Шанс появляется, если к дуумвирату присоединятся другие участники. Те, кто может пострадать вместе с Венесуэлой и Ираном. Россия, Нигерия, Ирак - в числе возможных кандидатов. Ирак вообще находится на грани распада, и проблемы на нефтяном рынке могут его добить окончательно. Если они присоединятся к соглашению, можно будет констатировать, что впереди - еще одна трещина будущего раскола мира на противоборствующие лагеря. Что объективно подталкивает мир к глобальному конфликту. В какой форме он будет происходить - еще неизвестно никому. Но прежде чем он произойдет, нужно расколоться и оформить свои причины участия в нем.