В течение пяти дней, из которых два были выходными, Центробанк дважды повысил свою учетную ставку:
11 декабря - до 10,5%,
16 декабря - до 17% годовых. Столь быстрое и столь беспрецедентно резкое повышение ставки всего лишь за три рабочих дня может говорить о полной потере управляемости ситуацией.
При этом ЦБ продолжает игнорировать административные меры стабилизации обстановки - к примеру, обязательную продажу части валютной выручки. Упование на "рыночные" методы в обстановке разрушения рынка говорит либо о беспомощности монетарных властей, либо о сознательной политике, которая выполняет заданный кем-то план.
Ставка в 10,5 процентов уже была запредельной - это ставка для спекулянтов, но не для производства. 17% означают, что о любой инвестиционной активности в реальном секторе придется забыть - такая рентабельность на сегодня мало у кого есть. По сути, ЦБ добивает российскую экономику, причем праздничная неделя в январе и без того делает его самым неудачным месяцем в году по производственным показателям.
Ситуацию уже явно невозможно объяснить проблемами на нефтяном рынке - она очевидно носит управляемый характер. Вопрос заключается лишь в том, в доле ли руководство Центробанка или заказчики обвала просто использовали его профессиональную непригодность.