По всей видимости, начинают включаться договоренности, которые были достигнуты при подписании договоренностей с Ираном в Женеве, и которые не касаются впрямую иранской ядерной программы.
Запад на очередной встрече "друзей Сирии", проведение которой практически не освещалось ввиду утраты значения этого института, поставил сирийскую оппозицию перед фактом, что он
не готов требовать ухода Асада с поста президента и даже напротив, рассматривает его как вполне серьезную фигуру противостояния радикальным исламистам. При этом оппозиционная НКОРС чуть ли не поддержала это требование, выразив понимание его причин.
С одной стороны, Запад вынужден придерживаться гарантий, выданных Ирану, в том, что признаются его интересы в регионе - и одним из важнейших интересов является сохранение территориальной целостности и существующей власти в Сирии. Однако помимо этих гарантий, Запад вынужден учитывать и объективную обстановку, складывающуюся в оппозиционной среде.
На самом деле, ситуация для сирийской оппозиции выглядит если не катастрофической, то близкой к ней. Война в Сирии перешла в новую фазу, где главным и основным противником правительства становится не разрозненная по идеологическим предпочтениям разношерстная оппозиционно-бандитская рыхлая коалиция, а откровенные радикалы-джихадисты, которые не намерены вести ни с кем переговоры и для которых врагами являются вообще все - кроме тех, кто разделяет их установки.
Бегство одного из руководителей условно-светской FSA Селима Идриса вначале в Турцию, а затем в Катар было вызвано объявленной на него исламистами охотой, причем если раньше у него была уверенность в своем окружении и защите, то теперь ситуация изменилась - FSA разваливается и уже практически развалилась. Часть ее перешла на сторону джихадистов, оставшиеся либо дезертируют, либо ведут откровенно криминальную деятельность на захваченных пока ими территориях. Исламисты из "Джебхат-ан-Нусры" неоднократно выкладывали ролики в Сеть, на которых они проводят показательные казни бойцов FSA, приговоренных шариатскими судами к смерти за уголовные преступления - грабежи, убийства, рэкет. И здесь, скорее всего, приговоры пишутся не только по политическим мотивам - джихадисты вынуждены следить на подконтрольных им территориях за минимальным порядком и выполнять пусть и усеченные, но вполне конкретные государственные функции, в которые входит и борьба с криминалом.
В таких условиях скорейшее проведение конференции в Женеве для Запада и оппозиции становится очень важным - дальнейшее ее затягивание может привести к тому, что не останется самой оппозиции, которую с двух сторон выбивают и джихадисты, и правительственные войска. Поэтому же снижается планка требований, которые выдвигает и Запад, и сама оппозиция.