Shia Spring (II)

May 19, 2013 13:37

Выборы в Иране совершенно точно станут ключевым событием для всего региона Ближнего Востока. Особых сомнений в том, что Иран пройдет через них даже в случае самого жесткого сценария попытки использовать их для проведения "цветной" революции, в общем-то, нет. Подготовка к такой революции не очень скрывается, опасность провокаций и попыток перевести ее в межгосударственный конфликт, чтобы повторить вариант первой иракской войны, вполне реальна. Однако 2013 год - не 1990. Соединенные Штаты уже не готовы воевать так, как 23 года назад.

В случае, если Иран устоит, в чем, повторюсь, сомнений практически нет, прекращение войны в Сирии будет означать окончание всей стратегии Арабской весны. В свое время германские генералы разработали теорию о двух критических точках наступления. Первая точка наступает после прорыва обороны противника - если нет возможности ввести в прорыв свежие силы и немедленно развить наступление в глубину, противник успевает законопатить брешь, и наступление выдыхается - слишком большие усилия и напряжение потребовались для прорыва обороны, чтобы пытаться повторить все сначала.

Сегодняшняя ситуация в регионе в чём-то это и напоминает - аравийские монархии, бывшие главным двигателем Арабской весны, сумели на первом её этапе сокрушить основные светские режимы, нацеливаясь в конечном итоге на своего главного врага - Иран. Но если в Ливии агрессоры лишь слегка потеряли темп, то в Сирии они уперлись в непреодолимую оборону. Окончательно прорвать ее не получилось. Наступил критический момент, когда силы и средства агрессоров практически исчерпаны.

Однако теперь обессиленность атакующего начинает играть против него. Окончание Арабской весны сулит агрессорам встречный удар - но теперь отвечать на него уже нечем. Арабская весна не закончится просто так - она трансформируется и обязательно продолжится уже на территории агрессоров. Наступает время Аравийской весны.

Скорее всего, Соединенные Штаты уже пришли к этому выводу и прагматично будут использовать ситуацию в свою пользу. Ни малейшей жалости к аравийским королям и шейхам у них нет - они не дрогнув сдали абсолютно подконтрольного им Мубарака или совершенно лояльного Салеха. Что им пустынные дикари? Даже на феррари?

Международная конференция по Сирии очень вероятно, что пройдет в два этапа - на первом, в июне, она закончится либо безрезультатно, либо с промежуточными итогами. Второй этап, а о нем уже несколько раз вполне определенно высказались весьма высокие чиновники, может пройти приблизительно в сентябре. И вот он может зафиксировать сложившуюся на сентябрь ситуацию в Сирии и прекратить войну в ее текущей фазе.

Это станет сигналом для Ирана к запуску масштабных волнений в шиитских провинциях и районах региона. Это его шанс - причем реальный. Главные противники Ирана - шестерка монархий - к этому моменту окончательно выдохнутся, король Абдалла и эмир Катара больны - причем оба-сразу смертельно. Первому просто 90 лет и отнявшийся позвоночник, у второго тяжелейшая форма диабета. Случись что - и внутренний раздрай в элите странным образом будет синхронизирован с окончанием войны в Сирии и началом внутренних волнений на полуострове.

Запад безо всякого сомнения в таком случае костьми ляжет за Катар - который в сущности, является лишь территориальным департаментом Экксон Мобил. Но Саудовская Аравия будет предоставлена своей судьбе. А вместе с ней - и многострадальный Бахрейн.

Судьба Королевства выглядит вполне определенной - династия аль-Саудов бесспорно владеет лишь недждским родовым гнездом в Эр-Рияде. Область Асир была весьма грубо отторгнута у йеменских имамов, Хиджаз с двумя величайшими мусульманскими святынями - у династии Хашимитов, а на восточные области немедленно найдется претендент из стоптанной Саудами династии Рашидидов. На Востоке обиды помнят столетиями - и предъявляют их на раз-два.

Самое интересное, что желающих предъявить свои права на разваливающуюся территорию найдется сразу и столько, что хватит всем. Здесь и король Иордании (кстати, один из двух последних Хашимитов) вполне может решить все внутренние проблемы, вернув под свою длань Мекку и Медину. Не зря ведь американцы недрогнувшей рукой уже лет 10 назад продемонстрировали карты, где Great Иордания становится их владельцем. Для Израиля это тоже весьма соблазнительный вариант, так как беспокойных палестинцев с Западного берега можно будет пустить в колонизаторский поход осваивать новые территории. Война в Йемене может волшебным образом трансформироваться в освоение Асира - ведь одной из катастрофических проблем Йемена является жесточайший водный дефицит. И асирские оазисы могут вернуть сколь-либо нормальную жизнь племенному объединению Хашим, которое и является основным двигателем нынешних заморочек в Йемене. Восточная провинция перестанет отламывать доходы от продажи своей нефти в Эр-Рияд.

В общем - прикидывать, что может произойти в таком случае - занятие увлекательное, но прямо сейчас бесперспективное - слишком разветвленной получается вероятностная линия. Главное заключается в другом - кому-то нужно будет рулить этим безобразием. И более подходящего кандидата, чем Иран, попросту не находится. Значительная часть побережья Аравийского полуострова населено шиитским меньшинством, которое как раз в ареале своего обитания является большинством. Наступит время Шиитской Весны.

Противоречия между суннитами и шиитами никуда не деваются - однако этот конфликт никак не мешает суннитскому меньшинству Бахрейна или Катара прекрасно управлять шиитским большинством. Суннит Саддам не менее прекрасно управлял шиитским Ираком, а алавитская семья Асадов - суннитским большинством Сирии. Главное - найти приемлемую форму управления. Светский проект опять становится востребованным - и крушение Саудовской Аравии будет означать конец недолгому правлению братьев-мусульман на Ближнем Востоке.

Израиль в проекте Шиитской Весны становится демпфером для противоречий между суннитами и шиитами. Против него и те, и другие будут с удовольствием объединяться, забывая обиды друг на друга. Иран в таком случае обязан сдувать пылинки с Израиля, моля Аллаха продлить существование своего злейшего врага. Что, конечно же, никак не будет отражаться на его риторике - возможно, что Ахмадинежад будет казаться израильтянам розовой сказкой со своими высказываниями.

Однако возникает законный вопрос - а в чем здесь профит Соединенных Штатов?

(окончание следует)

Ближний Восток

Previous post Next post
Up