Обзор прессы. 9 апреля

Apr 09, 2013 10:18

Российская газета - Московский выпуск

В Германии как дома - Президент Владимир Путин обсудил с Ангелой Меркель НКО и ядерную угрозу

Вчера в Ганновере российский президент объяснил, чем вызваны проверки НКО, и признался, что ему понравилась акция Femen, которые устроили топлес-протест на глазах у президента России и канцлера ФРГ на промышленной ярмарке. Путин также озабочен происходящим в Северной Корее: если что случится, Чернобыль покажется детской сказкой, полагает он.
На переговорах меньше всего разногласий было по Сирии. Зато Меркель очень волновали права неправительственных организаций в России. "Мы их деятельность не ограничиваем, более того - приветствуем", - подчеркнул Путин. Просто нужно знать, откуда у них деньги. "Смог довести наши озабоченности, связанные не с их деятельностью, а с массированным финансированием из-за границы", - пояснил российский лидер журналистам. "Свобода работы этих организаций никак не ограничивается, им нужно только зарегистрироваться", - подчеркнул он. Глава государства отметил, что все действия связаны не с закрытием или запретом, а с постановкой под контроль денежных потоков: ведь за 4 месяца неправительственные организации в РФ получили почти миллиард долларов из-за границы. Кстати, этот миллиард можно было бы направить на помощь таким странам, как Кипр. "Для этого не нужно было бы обдирать несчастных вкладчиков", - посоветовал президент РФ. Впрочем, он надеется, что таких способов решения вопросов в проблемных еврозонах больше не будет. Владимир Путин также напомнил о вкладе Москвы в решение кипрской проблемы. В конце прошлого года был предоставлен кредит, а затем было решено его реструктурировать по просьбе Еврокомиссии.
Свою позицию донесла до журналистов и Меркель. "В России нам хотелось бы живого гражданского общества", - заявила она. "Я подчеркнула, что Германия за сильное гражданское общество в России", - добавила канцлер. "Мы убеждены, что благополучие удастся обеспечить только в том случае, если будет существовать активное гражданское общество", - сказала она, призвав дать шанс НКО - они должны работать без ограничений.
Путин и Меркель затронули и международную проблематику. Долго дискутировали по Сирии. Обе стороны беспокоит кровопролитие. "Хотим найти вариант, который хотя бы на первом этапе его приостановил", - заметил Путин. "У нас нет пока решения", - признал он, призвав добиться приостановления поставок вооружений. "Готовы собраться со всеми и обсудить, как выйти из этой кровавой бани", - сказал он.

Переводика

РОССИИ НУЖНО ПРОСНУТЬСЯ В ВОПРОСЕ О СИРИИ И ИРАНЕ

Неужели Россия слепа в отношении защиты союзников Сирии и Ирана и, в конечном счете, ее собственных долгосрочных интересов?
Такое ощущение, что российские руководители сбиты с толку конфликтом, бушующим в Сирии, чувствуя правильно, с одной стороны, что западные державы и их турецкие и арабские заместители ведут войну малой интенсивности ради смены режима. А с другой стороны, Москва странным образом выглядит апатичной или безразличной в отношении преступных геополитических замыслов Запада.
То же самое и в отношении Ирана, где Россия (и Китай) продолжает участвовать в несостоятельном процессе изоляции Исламской Республики посредством бутафорских переговоров стран "5+1" о его суверенных ядерных правах.
Но сначала поговорим о Сирии. Посмотрите вот на это заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова после кровавой бойни с помощью огромной бомбы в прошлом месяце, которая уничтожила 53 жизни, включая женщин и детей, рядом с российским посольством в сирийской столице Дамаске.
22 февраля агентство "Рейтер" сообщило о том, что Лавров "разочарован" американскими "двойными стандартами" в том, что это массовое убийство не было осуждено. Касательно отсутствия осуждения со стороны Вашингтона самый высокопоставленный российский дипломат прокомментировал: "И мы видим в этом очень опасную тенденцию со стороны наших американских коллег - отхода от фундаментального принципа безоговорочного осуждения любого террористического акта, принципа, который обеспечивает единство международного сообщества в борьбе против терроризма".
Постойте-ка. Что это за разговоры об "американских коллегах" и "единстве международного сообщества в борьбе против терроризма"? Это зверство в Дамаске было без сомнения работой поддерживаемых Западом террористов, которые финансируются, вооружаются и направляются западной военной разведкой, чтобы уничтожить правительство президента Башара Аль-Асада.
Такого рода массовое убийство людей без разбора стало стандартной методикой действий армии западных посредников для реализации давних планов Запада по смене режима в Сирии.

Военно-техническое сотрудничество

ДОКЛАДЫ РАЗВЕДКИ ЗАСТАВИЛИ ПАРИЖ ЗАМОРОЗИТЬ ПЛАНЫ ПОСТАВОК ОРУЖИЯ ПРОТИВНИКАМ БАШАРА АСАДА

Доклады разведки заставили Францию заморозить планы поставок оружия противникам сирийского президента Башара Асада. Как сообщила еженедельная газета "Канар аншене", французские спецслужбы предостерегли власти, что "часть оружия может оказаться в руках моджахедов".
Разведка указывает на существование международной среды, которая поставляет исламских радикалов для участия в вооруженных конфликтах. Согласно сведениям Главного управления внешней безопасности Франции, "сегодня в Сирии воюет больше исламистов, чем в свое время в Афганистане на стороне талибов".
По данным еженедельника, среди 5-8 тыс. бойцов не менее 1,5 тыс. не имеют сирийских корней. Это, в первую очередь, арабские добровольцы из движения "Джебхат аннусра" ("Фронт победы"), включенного властями США в список террористических организаций. Эта группировка ведет операции совместно с так называемой Сирийской свободной армией.

Русский Вестник

О ПРЕСПЕКТИВАХ КОНФЛИКТА В СИРИИ

Вооруженный конфликт в Сирии в случае победы оппозиции грозит геноцидом 30% населения страны, однако конфликт разрешим и примирение возможно, если пресечь поддержку боевиков извне. Об этом и многом другом говорилось на пресс-конференции «Сирийский кризис: положение христиан», прошедшей 22 марта 2013 года в бизнес-зале агентства РИА Новости и организованной Императорским православным палестинским обществом (ИППО).
Сирия с глубокой древности являлась перекрёстком культур и цивилизаций. Антиохийская Православная Церковь насчитывает уже почти 2000 лет, и до настоящего момента мусульманское и христианское население этого края сосуществовало мирно. Однако недавние события показали бескомпромиссность радикальных исламистов, ведущих военные действия против правительственного режима: многовековая гармония нарушена, число жертв и разрушений только растёт. Накануне глава Палестины Махмуд Аббас обсуждал ситуацию в регионе с Президентом РФ Владимиром Путиным и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который также является председателем Комитета почетных членов Императорского православного палестинского общества, обеспокоенного положением христиан Сирии. Одна из старейших негосударственных организаций ныне ведёт активную общественную работу в надежде хотя бы ослабить страдания населения страны, ввергнутого в хаос междоусобицы, активно инспирируемой извне.
Кощунство исламских боевиков
Заместитель председателя ИППО Елена Агапова рассказала о русской духовной миссии в центре христианской земли и выразила сожаление в связи с тем, что за счет тенденциозного освещения ситуации СМИ западный мир поддерживает рост религиозного фанатизма и насилия в Сирии. Поэтому ИППО была создана рабочая группа по защите христиан на Ближнем Востоке и Северной Африке с намерением использовать трибуну Комитета по правам человека в Женеве, чтобы изменить отношение к данному вопросу.
Президент Парижского института демократии и сотрудничества, член совета ИППО Наталья Нарочницкая уверенно заявила, что 32% населения Сирии грозит геноцид. Это христиане, курды и алавиты. В попытке предотвратить гуманитарную катастрофу ИППО провело в ООН круглый стол, на который были приглашены сирийцы - очевидцы происходящих событий, среди которых католический священник, некий провинциальный шейх и демократически настроенный депутат. Характерно, что эти люди не питали особой любви к Башару Асаду, но они сошлись на том, что его режим поддерживал баланс в стране, позволял строить нормальную мирную жизнь. Сегодня же идет война всех против всех.
Наталья Нарочницкая отметила, что только неправительственные организации добились встречи различных представителей сирийского общества с комиссаром по правам человека. В целом им удалось то, что не могут делать официальные дипломатические структуры, например, преодолеть клише, навязанные мировому сообществу западными СМИ. В декабре 2012 года был проведен круглый стол, а затем - выступление на конференции во французском парламенте, которое строилось на том, что при развитии сирийского кризиса пострадает, прежде всего, элита, воспитанная на прозападный манер. Если радикалы возьмут верх, обеспечен крах этнического и конфессионального баланса не только в Сирии, но и во всем ближневосточном регионе, что скажется на ближайшем соседе - Европе.
Причем если мотивы США как катализатора конфликта, намеренного контролировать процессы руками союзников, ещё можно понять, то остается загадкой, какие геополитические краткосрочные выгоды толкают Западную Европу на такую политику против собственных интересов. Ведь она в таком случае теряет роль самостоятельной фигуры. Приходится только взывать к европейскому сообществу с помощью тех аргументов, которые на него могут действовать.

Россия и мусульманский мир

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ В АРАБСКОМ МИРЕ И ЗАПАДНЫЙ ФАКТОР
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Арсенал средств для дестабилизации в странах региона у Запада необычайно развит - от военного давления до экономического удушения. Но имеются и другие причины создания нестабильности. Их следует искать, например, в возникновении внутриполитической лихорадки, которая охватывает общество во время серьезных потрясений и накануне принятия важных решений, определяющих судьбы государства. Формирование органов законодательной и исполнительной власти на новом этапе в странах, где массовые волнения привели к резким переменам в политике, с необходимостью превращается в мощный катализатор народной активности, способной выплескиваться за рамки законности. Закулисные маневры разных групп в эшелонах власти с целью сбалансирования интересов и налаживания собственных отношений редко бывают прозрачными. Но в преимущественно небольших арабских странах они не всегда могут быть укрыты от внимания масс, а манипуляции еще больше нагнетают недоверие и подозрительность. Разоблачения сговоров или коррупционных проектов электризуют общество и толкают наиболее политизированную его часть на протест, что лишь усиливает неустойчивость настроений улицы.
Свободные выборы создают благоприятные предпосылки для реального волеизъявления народных масс. При этом растет заинтересованность в итогах выборов, группируются народные интересы, выдвигаются на поверхность силы, наиболее полно отвечающие запросам масс. В Египте это вылилось в приход во власть "братьев-мусульман" и салафитов, которые едва ли смогут удержаться от навязывания своих взглядов всему населению страны. Рано или поздно это вызовет реакцию несогласных с новым курсом, что неминуемо приведет к возникновению сопротивления и к еще большей дестабилизации. К тому же не сказала своего слова армия, которая является серьезным фактором политической жизни Египта, и пока неизвестно, как она распорядится в новых условиях своим потенциалом гаранта общественного порядка и национальной безопасности.
Но в любом случае египетский опыт доказал, что в потоке недовольства слились разные слои населения, усилилась его политизированность и возросло число избирателей за счет провинций в отличие от прошедшей эпохи заорганизованных кампаний. Но главным стал выход на поверхность радикальных оппозиционных сил, и их поведение едва ли будет таким же предсказуемым, как у прежних правящих сил, сумевших адаптироваться к обстоятельствам и находивших способы соотносить национальные интересы с реалиями региональной и мировой политики...

...В Сирии всегда существовали жесткие правила хранения огнестрельного оружия, которые соблюдаются и в ходе текущих беспорядков. Но усилия власти нейтрализуются масштабной контрабандой оружия, которое получает не только оппозиция, но и случайные лица, вооружающиеся впрок или для совершения преступных действий. Непримиримая оппозиция сразу использовала вооруженный террор как испытанное средство борьбы за власть по примеру событий 1978-1982 гг. С этой целью широко применяется насилие и запугивание населения, владельцев магазинов и лавочников жестко третируют и принуждают к закрытию торговых точек, работа производственных предприятий парализована. Создается дефицит продуктов и товаров первой необходимости, что возбуждает недовольство властями. Мобильные группы боевиков в городах сеют страх и панику, организуют нападения на партийных функционеров, представителей интеллигенции, военных. Несколько позже под огонь стали попадать лица из числа религиозных меньшинств - алавитов и христиан, под угрозой оказываются и те, кто просто сохраняет лояльность правящему режиму. Ослабление центральной власти провоцирует неустойчивые элементы на противоправные акции, вандализм и разбой. Появляются самозванные группы - шабиха, присваивающие себе полномочия на досмотр людей, средств транспорта и реквизицию багажа и грузов, которые представляют интерес для таких формирований.
В ходе внутриполитического конфликта число вооруженных групп быстро растет в связи с необходимостью налаживания самообороны в условиях конфессиональной пестроты. Совершенно очевидно, что с неизбежным увеличением числа вооруженных гражданских формирований насилие может охватить практически все районы страны, а в многоконфессиональных по населению городах типа Хомса, где соседствуют суннитская, алавитская и друзская общины, антагонизм вообще грозит оказаться запредельным. Здесь уже сейчас происходят убийства по религиозному признаку среди белого дня и в людных местах. Отсюда уже совсем недалеко до религиозных конфликтов, которые способны легко перерасти в массовые эксцессы. И это вовсе не умозрительное допущение.
За последнее, по крайней мере, столетие в Сирии не регистрировались случаи розни религиозного генеза, хотя политическая активность конфессий всегда была заметной, но не направленной против инаковерующих. Восстание середины 20-х годов прошлого века под руководством друзского вождя Султана аль-Атраша против французского мандата остается знаменательным событием в новейшей истории Сирии. Оно показало, что население, поделенное не только по социальному, но и по конфессиональному признаку, вполне способно сплачиваться в период опасности или особых притеснений для оказания сопротивления даже серьезному противнику, каким были французские войска, несмотря даже на предрешенность конца такого рода выступлений.
В недавней истории Сирии есть события национального значения, которые ставили страну и ее народ на грань жесткого выбора. Это, как минимум, военные перевороты конца - начала 40 - 50-х годов, объединение с Египтом, перегибы левых баасистов во второй половине 60-х годов. Тем не менее кроме рубежа 70-80-х годов прошлого века, конфессиональный момент ярко не акцентировался. Однако нынешний вызов отличается особой драматичностью, он созрел под влиянием многих серьезных факторов и несет в себе реальную возможность раскола сирийского народа, разведения его по конфессиональным квартирам и даже угрозу войны. Опасность заключается в том, что в арабских странах в заметной степени сохраняются элементы традиционного общества. На этом фоне дестабилизация внутриполитической обстановки и усиление притеснений личности могут заметно оживить племенные и иные связи подобного рода.
Такой поворот событий не исключен. Даже в ограниченных масштабах он способен подстегнуть дестабилизационные процессы и будет означать, что они зашли далеко. Это особо относится к южному Средиземноморью, в том числе к Египту, где существует крупная коптская община, состоящая в напряженных отношениях с арабским большинством. Но главным источником опасности предстает зона Леванта, где проживает многокомпонентное население. В своем худшем варианте противоречия на религиозной почве могут привести здесь к войне всех против всех и распространиться на широком фронте, охватывая и другие территории. Ядром зарождения такого вектора в региональных отношениях способна стать именно Сирия, а за ней с большой долей вероятности и рядом расположенный Ливан, где только два десятилетия назад закончилась разрушительная война, ведшаяся на такой же почве.
Эта война показала, насколько велика роль кланов, конфессий и территорий в жизни вполне современного арабского общества и как быстро конфликт между этими институтами приводит к резкому ослаблению демократических методов управления и сужению понятия легитимности суверенного государства. В Ливане это, помимо всего прочего, серьезно подорвало внутренний рынок, нарушило межхозяйственные связи, автономизировало целые районы, что нанесло мощный ущерб экономике и социальной сфере. Трудности их восстановления вплоть до настоящего времени ограничивают возможности хозяйственного подъема ливанского государства, а религиозные противоречия мешают восстановлению порядка и демократии во всей их полноте.
В Сирии последствия конфессиональной розни могут быть еще более драматичными. Надо полагать, что стране, в лучшем случае, удастся избежать раскола по конфессиональному признаку. Но даже при этом ряду территорий будут угрожать обособление, беспорядочные и разной степени интенсивности перемещения населения и обострение ситуации на рынке труда, ухудшение качества производительных сил, другие неурядицы, способные надолго вывести из строя весь воспроизводственный комплекс и реально подорвать материальное положение масс. По существу такой процесс, если он начнется, можно будет охарактеризовать как масштабную дезорганизацию основ жизнеобеспечения крупного по региональным меркам государства, которое минимум за пять лет до событий начало продвигаться по пути реформ производственных отношений и поиска моделей стабилизации роста. В худшем же случае страну может ждать развал, раздел на конфессиональные анклавы, жесткая борьба за выживание разных групп населения и вмешательство иностранных сил. Конкретные пути перерастания процесса в национальную катастрофу уже просматриваются. Но пока неясно, какие силы и меры могли бы затормозить такое развитие в масштабах страны и в рамках отдельных ареалов или вовсе предотвратить его.
Во всяком случае, действия вооруженной оппозиции, при которых с большой долей вероятности власть может перейти в руки радикальных сил, четко ориентированы на ликвидацию режима любой ценой. Провоцирование межконфессиональных столкновений для решения этой задачи уже включено в тактику антиправительственных сил и используется в качестве эффективного средства дестабилизации порядка. Это резко повышает шансы на то, чтобы столкнуть в вооруженном противоборстве разные группы и тем максимально расшатать власть. При этом ее противниками игнорируется факт, что конфессиональный конфликт значительно легче инициировать, чем погасить, и нет понимания, что провоцирование столкновения не может оправдать цель, ради которой оно замышляется.
Часть экспертного сообщества питает надежду, что дисперсное распределение населения разных конфессий по территории страны и немногочисленность мест их компактного проживания сделают невозможными массовые репрессии на религиозной почве. Между тем именно это обстоятельство и будет способствовать распространению насилия, поскольку обеспечивать безопасность мелких общин значительно труднее, чем это представляется.
В таких обстоятельствах масштабное нарушение работы институтов, ответственных за общественное спокойствие, социальную защиту, поддержание производства, в условиях деморализации общества и утраты доверия между разными его сегментами по определению приведет к крушению правопорядка и гарантированно обострит беды населения. Если ситуация возникнет, реально можно будет полагаться только на родственные связи, но они, естественно, не смогут конкурировать с той защитой, которую может предоставить государство. В этом случае роль клановых, племенных организаций, как замещающих государственные институты, может резко возрасти. Появление такой тенденции можно расценить как свидетельство определенной архаизации общественных отношений, как возврат к прошлому, когда в племенном обществе основной его функцией была защита соплеменников от опасности. Угнетение позитивных институтов в условиях внутренней розни, тем более усугубленной внешним вмешательством, превращает упорядоченный прежде социум в некую совокупность разделенных групп и группировок. Возможно, поодиночке они и смогут самоорганизоваться, но их способность выживать будет зависеть в большой мере от сплоченности и имеющихся средств самозащиты. А условия не могут быть одинаковыми для всех и задаются случайными обстоятельствами, которые могут благоприятствовать одной общине, но быть враждебными по отношению к другой, что, собственно, и ведет к криминальному перераспределению собственности и к жертвам.
В любом случае развал суверенного, но много конфессионального государства с единым экономическим пространством естественно порождает крайне негативные последствия, которые находят выражение в дезорганизации, архаизации и хаотизации общественных отношений, и в целом ведут к деградации государственности. Подобный процесс тем более драматичен, когда речь идет о таком относительно благополучном светском государстве, как Сирия, которому под влиянием собственных ошибок и просчетов, а равно и внешних обстоятельств не хватило времени для модернизации внутреннего устройства по меркам современных представлений о характере взаимодействия власти и общества.
В принципе, нынешнюю ситуацию в арабском мире, которая спровоцирована мировым финансовым кризисом и "арабской весной", можно рассматривать с разных точек зрения. Но главное состоит в том, что текущий этап конфликта между народом и властью несет в себе задатки перехода к иному качеству в политической и экономической жизни стран и региона. А такая новизна с необходимостью породит и новый круг противоречий,
Во всяком случае, не приходится сомневаться, что арабский мир вступил в следующую фазу развития. Опыт Запада во взаимоотношениях с ним показал, что процесс вживления в регион принципов демократии западного типа оказался весьма капитале - и ресурсоемким, и не настолько результативным, чтобы такой опыт распространять и далее по Арабскому Востоку. Очевидно, что высокая трудозатратность усилий, предпринимаемых для приведения арабских народов к некоему усредненному показателю модернизации и приобщения к органичным для западного сознания образцам политической организации, не отвечает по, полученным параметрам критерию, измеряемому соотношением цена-качество.

обзор прессы

Previous post Next post
Up