О древностях ебипетских

Dec 08, 2014 13:07

Оригинал взят у shel_gilbo в О древностях ебипетских
Последнее время в сети опять возгорелась дискуссия о времени строительства древнеебипетских храмов. В связи с этим я припомнил историю, как Севенард с шефом по просьбе Насера построили Абу-Симбел из лежавших на дне Асуанского водохранилища обломков.  Насер попросил "собрать" из этих обломков целый храм, раз уж всё равно их переносить на новое место. Когда начали собирать, выяснилось, что это просто камни, и ничего из них не соберёшь. Были ли они обломками какого-то сооружения - тож хрен разберёт. По ним этого не было видно.

С горя заказали московским египтологам проект идеального египетского храма. Египтологи оказались разные... По ошибке сначала вместо египтологов вообще взяли специалистов по майя (от которых осталась ориентация храма по солнцу и игры с лучами), потом вытащиди настоящих египтологов, которые под бдительным оком искусствоведов в штатском нарисовали, каким стауями и рисунками всё украсить.

Поскольку Севенард не знал, что остальные храмы отлиты из бетона и верил тогда господствовавшей идее, что они из тёсаного песчанника, то просто согнали камнерезное оборудование и нарезали из песчаника блоков и грубые (хотя и полированные) статуи в стиле сталинского ампира. Так и был построен с нуля Абу-Симбелский храм. Единственный храм, действительно построенный их песчаниковых плит.

История слышана мной от самого старика Севенарда лет двадцать пять назад.

Однако, строитель Асуанской плотины был не одинок в своих дерзаниях. Параллельно с ним так же с нуля был построен немцами в пригороде Луксора Храм Хатшепсут - тоже чистый новодел 60-х годов, проектировавшийся учениками Беренса и потому один к одному похожий на все строения великого германского архитектора и его школы так же, как Абу-Симбел на все остальные творения сталинского ампира, чуток тронутого веяниями конструктивизма.

Когдя я изучал египтологию в возрасте 13 лет, то делал сие по старым учебникам, ибо советских приличных вообще не было. Там я видел фотографии Карнакского храма, сделанные в конце XIX века.  Выше пояса там тогда вообще ничего не было - просто навал камней. А нынче взметнулись ввысь бетонные стены с пальцем деланными иероглифами на них, колонны с увековенчанными на них именами американских и британских "спонсоров реставрации", и в довершение к этому деревянные перекрытия, с прекрасно сохранившейся на них 5000 лет росписью с непомеркшими красками.

Такая вот древность...

Е.Гильбо

Previous post Next post
Up