Изъяны в расследовании Украиной массового убийства на Майдане

Nov 19, 2014 17:42


Стив Стеклоу и Олександр Акименко



Дым поднимается над горящими баррикадами на площади Независимости во время антиправительственных протестов в Киеве 20 февраля 2014 г., архивная фотография. Рейтер/Давид Мдзинаришвили/архив

(Рейтер) - Для миллионов украинцев это было преступлением против человечности. В феврале более 100 протестующих были убиты во время восстания Майдана, которое свергло президента Виктора Януковича. Жертвы теперь известны как "Небесная Сотня".

В апреле прокуроры арестовали троих подозреваемых, членов элитного подразделения полиции особого назначения "Беркут". Старшим среди них был 38-летний Дмитро Садовник, награжденный знаками оличия командир, которого обвинили в том, что он приказал своим людям стрелять по толпе утром 20 февраля. Все трое обвиняются в убийстве 39 невооруженных протестующих.

19 сентября это дело приняло новый оборот, когда судья отпустил Садовника под домашний арест - а две недели спустя тот исчез.

Активисты Майдана были возмущены, убежденные, что коррумпированная система позволила убийце ускользнуть. В отношении судьи было начато расследование. Прокурор сказал в заявлении: "Д. Садовник, подозреваемый в совершении чрезвычайно тяжкого преступления, стремясь избежать наказания, исчез из места своего постоянного проживания".

Но в стране, где правосудие часто не является слепым, существует и другая возможность: Садовника ложно обвинили и он решил, что побег - лучший для него вариант. В суде в прошлом месяце он назвал дело против него "политическим линчеванием". За несколько дней до того, как он исчез, как говорят его жена и его адвокат, Садовник и его семья получали угрозы смерти.

Изучение агентством "Рейтер" расследования Украиной стрельбы на Майдане - основанное на беседах с прокурорами, адвокатами, протестующими, полицейскими и юристами - показало серьезные изъяны в деле против Садовника и двух других офицеров "Беркута".

Среди свидетельств, представленных против Садовника, была фотография. Прокуроры говорят, что он показан на ней рядом с киевской площадью Независимости 20 февраля, в маске и держащим ружье двумя руками, на ней ясно видны его пальцы.

Проблема в том, что у Садовника нет одной руки. Его правая рука, как рассказала "Рейтер" его жена, была оторвана гранатой во время происшествия на учениях шесть лет назад. Когда прокуроры представили фотографию на судебном заседании в апреле, рассказала Юлия Садовник, ее муж снял перчатку и показал свою ампутированную конечность залу суда.

[Spoiler (click to open)]
"Он не может реально стрелять", - сказал Серхий Вилков, адвокат Садовника. "Обвинение его в этом преступлении - это политическая игра".

Расследованию убийств препятствует и пропажа свидетельств. Многие ружья, предположительно использовавшиеся для стрельбы в протестующих, исчезли; многие использованные в стрельбе пули были унесены домой как сувениры. От баррикад, пробитых пулями деревьев и других улик преступления избавились, говорят адвокаты.

Бывший командир "Беркута" сказал "Рейтер", что офицеры "Беркута" уничтожили документальные данные, которые могли идентифицировать их коллег. Они сделали это, сказал он, так как опасались, что штаб-квартира "Беркута" могла быть атакована толпой жаждущих мести протестующих после того, как Янукович бежал в Россию.

Бывший президент - не единственный потерявшийся ключевой персонаж. В интервью до исчезновения Садовника генеральный прокурор Украины Виталий Ярема сказал, что следователи установили личности 17 сотрудников "Беркута" как предполагаемых участников стрельбы в протестующих на основе видеозаписей с камер наблюдения и данных местоположения мобильных телефонов. Из этих 17 человек, сказал он, 14 бежали в Россию или в Крым, включая главного командира "Беркута" в Киеве. Садовник и два его сообвиняемых являются единственными установленными подозреваемыми, которые не уехали.

Поворотный момент

Площадь Независимости являлась местом сбора в Киеве, где по большей части и развернулась революция против Януковича в период с ноября по февраль. (Слово Майдан означает "площадь" по-украински). Убийства на площади были тут же признаны поворотным моментом в истории современной Украины, частью череды событий, которые запустили сепаратистский конфликт и российские вторжения, потрясшие страну.

Видеозаписи и фотографии, как кажется, показывают то, как сотрудники "Беркута" стреляли в протестующих и били их палками. На одной видеозаписи видно, как сотрудники "Беркута" заставили мужчину стоять голым на снегу.

Общественность требует ответов и правосудия. Но расследование событий проверяет на прочность способность Украины преодолеть те недостатки, что мешали стране с момента ее независимости от Советского Союза в 1991 году.

В отличие от, скажем, Польши, Украина так никогда и не превратилась в крепкое государство. В Киеве было две революции с момента независимости. Множество системных проблем - политическая коррупция, вымогательство, расхождения между украиноговорящими и русскоговорящими - сделали страну слабой и беспокойной. Другим главным недостатком государства, как говорят сторонние наблюдатели, является сломанная судебная система.

При Януковиче и его соперниках до него суды и полицейские являлись политическими инструментами. Юлия Тимошенко, занявшая второе место после Януковича на президентских выборах 2010 года, позднее была отправлена в тюрьму по делу, которое многими критиковалось как политическое. В своем докладе за 2013 год о правах человека Госдепартамент США приводит в пример приговор Тимошенко, отмечая, что украинские суды "остаются уязвимыми для политического давления и коррупции, неэффективны и не вызывают доверия у общественности. В некоторых случаях результат судебных разбирательств выглядел заранее предрешенным".

Правительство после Януковича фактически признало это в июле месяце в докладе, которое оно подготовило совместно с Международным валютным фондом. "Налоговые органы, полиция, генеральный прокурор, Государственная исполнительная служба и судебная власть, как отмечается, традиционно рассматриваются как одни из самых коррумпированных государственных учреждений", - заявляется в докладе.

Есть признаки того, что прошлое повторяется.

Два прокурора и министр правительства, возглавляющие расследования стрельбы на Майдане, все участвовали в поддержке восстания. Один из этих чиновников сказал "Рейтер", что следователи, собирающие улики, совершенно независимы.

Другое несоответствие в обвинении: на сегодняшний день не задержан ни один человек за стрельбу по полицейским. Согласно украинскому Министерству внутренних дел, с 18 по 20 февраля огнестрельные ранения получили 189 сотрудников полиции. Тринадцать погибли.

В дополнение к этому, бывший исполняющий обязанности генерального прокурора, который курировал аресты трех сотрудников "Беркута", заявил на телевидении, что "уже было продемонстрировано, что они виновны". Это заявление, сказали юристы, может являться ущемлением прав. Украина является участником Европейской конвенции о защите прав человека, которая говорит, что обвиняемые по уголовным делам считаются невиновными, пока не доказана их вина.

"Публичное заявление прокурора, которое непосредственно ставит под вопрос презумпцию невиновности, является отказом в надлежащей правовой процедуре", - сказал Ричард Харви, британский адвокат, специализирующийся на международном уголовном праве.

Даже некоторые потерявшие родственников семьи сомневаются в беспристрастности судебных разбирательств. Серхий Бондарчук, учитель физики, погиб от огнестрельного ранения в спину утром 20 февраля. Его сын Володимир Бондарчук сказал, что убийство является одним из 39 убийств, в которых подозреваются Садовник и двое его коллег. Володимир сказал, что на основании его собственного расследования он сомневается, что эти трое виновны в смерти его отца.

"Они пытаются закрыть дело, потому что их начальство и общество просто хотят, чтобы кто-то был наказан", - сказал он. "У расследования нет достаточных свидетельств, чтобы доказать вину этих трех человек".

Володимир Бондарчук помог недавно организовать ассоциацию из около 70 семей погибших демонстрантов. "Наша основная цель", - сказал он, - "это объективное и точное расследование".

Золотые орлы

20 февраля стал самым кровавым днем восстания Майдана. Множество протестующих и полицейских были убиты. Через день после этого лидеры оппозиции подписали соглашение о мире, посредником в котором выступил Европейский Союз.

Давление общественности, чтобы привлечь к ответственности виновных, усилилось. В течение недели Януковичу, ставшему к тому времени беглецом, было предъявлено обвинение в массовых убийствах протестующих. Временное правительство расформировало "Беркут", в штат которого входили несколько тысяч человек, и название которого означает "золотой орел".

3 апреля украинские власти объявили об аресте нескольких членов элитного спецподразделения "Беркута". Одним из них был Садовник, командир подразделения. Отец трех детей, он вступил в "Беркут" в 1996 году после службы в украинской армии. Он позднее получил множество поощрений за свою службу в полиции.

Также были арестованы молодые сотрудники: 23-летний Серхий Зинченко и 24-летний Павел Аброскин.

Во внутреннем документе обвинения, который видели репортеры "Рейтер", в общих чертах обрисована версия следователей того, что произошло. Это "извещение о подозрении" для Зинченко от 3 апреля.

В документе утверждается, что 18 февраля главный командир "Беркута" Серхий Кисюк отдал устный приказ Садовнику выдать автоматические винтовки его подразделению. Кисюк - один из офицеров "Беркута", бежавших в Россию, говорят прокуроры. Связаться с ним для получения комментария не удалось.

Утром 20 февраля несколько членов подразделения Садовника были застрелены. Примерно в 9 утра, утверждается в документе, Садовник приказал своим людям стрелять в направлении невооруженных протестующих, шедших по улице Институтская в центре Киева. Стрельба длилась почти два часа, были убиты более девяти протестующих, говорится в документе. Приказ Садовника стрелять является должностным злоупотреблением, "учитывая, что не было никакой непосредственной опасности жизням полицейских", говорится в документе.

Вилков, адвокат Садовника, оспаривает это изложение событий. Хотя в документе указывается, что Садовник находился на месте преступления, Вилков сказал, что его клиента не было на Институтской улице, когда были убиты протестующие утром 20 февраля. Вилков отказался обсуждать местонахождение Садовника.

В телефонном интервью 30 сентября Садовник сказал "Рейтер", что утром 20 февраля он находился на совещании в киевском главном управлении полиции. Оно началось где-то между 8 и 8:30 утра, сказал он. Причина была в том, сказал он, что были сообщения, что многие вооруженные протестующие могут прибыть в Киев после призыва лидеров протеста быть готовыми.

Садовник сказал, что на совещании присутствовали около семи полицейских чиновников и офицеров, и он назвал троих из них. Агентству "Рейтер" не удалось найти этих трех для получения комментария.

На совещании, сказал Садовник, участники услышали стрельбу и крики по полицейской радиосвязи. По радио сообщалось о смерти сотрудника "Беркута" и о других раненых полицейских на улице Институтская.

Садовник сказал, что в тот момент он вышел и поехал на место событий, и это заняло у него около 15 минут. Он сказал, что не помнит, когда он туда приехал, но что следователи могут с этим разобраться, отследив его мобильный телефон. Он сказал, что привез с собой оружие и защитную экипировку.

Когда он приехал, сказал он, то нашел почти пустое место преступления, полицейские убегали и был слышен звук рикошета пуль. Он сказал, что он не получал и не отдавал приказа членам своего подразделения стрелять в протестующих, и он сам тоже ни в кого не стрелял.

"Я отрицаю, что убил кого-то", - сказал он.

Вадим Останин, адвокат киевского "Беркута", изложил сходную историю для "Рейтер". Он сказал, что есть видеозапись, показывающая, что Садовник был на совещании в главном управлении полиции. Останин сказал, что когда Садовник прибыл на место стрельбы, люди из его подразделения уже отходили.

"Виновны"

Генеральная прокуратура отказалась обсуждать изложение событий адвокатами. В своем заявлении Генеральная прокуратура сказала, что есть множество улик против Садовника. Это включает видеозапись того, как вооруженный человек стреляет в протестующего. Генпрокуратура считает, что стреляющим был Садовник на основании того "особого способа", которым стрелок держал оружие. В предыдущем заявлении Генпрокуратуры говорилось: "Вопрос о вине или, наоборот, о невиновности указанных лиц будет решаться судом".

Олех Махницкий являлся исполняющим обязанности генерального прокурора Украины до июня месяца. В интервью агентство "Рейтер" спросило его о предполагаемой фотографии Садовника с двумя руками, на которую ссылались на судебном слушании в апреле.

Целью этого судебного слушания, сказал Махницкий, было не оценить надежность свидетельств, а определить, был ли риск того, что Садовник может сбежать. Он сказал, что улики против Садовника будут представлены на будущем суде.

Махницкий, являющийся теперь советником президента Петро Порошенко, сказал, что он был лидером группы адвокатов, предоставлявшей юридическую помощь протестующим против Януковича во время демонстраций на Майдане. Он сказал, что политика не играла никакой роли в судебном преследовании трех сотрудников "Беркута".

"Расследования ведутся отдельным подразделением, на которое не влияет даже прокурор", - сказал он.

30 мая Махницкий дал интервью местному телеканалу об арестах трех офицеров. "Уже было продемонстрировано", сказал он, что подозреваемые "виновны".

На вопрос "Рейтер" об этих высказываниях Махницкий ответил, что он имел ввиду, что "было собрано достаточно свидетельств, чтобы доказать их вину". Но окончательное решение примет суд, сказал он.

Степень свидетельств обвинения против трех офицеров остается неясной. Судебные документы по этим делам не обнародованы.

Адвокаты офицеров Зинченко и Аброскина сказали, что насколько им известно, большая часть свидетельств против их клиентов состоит из видеозаписей, которые, как утверждает обвинение, показывают офицеров держащими оружие. Адвокаты говорят, что мужчины на видеозаписях - в масках и шлемах - не являются их клиентами.

На одной видеозаписи "видны только глаза и нос, и этот парень не стреляет; он просто поворачивается с оружием и смотрит по сторонам", - сказал Стефан Решко, адвокат Аброскина. Репортеры "Рейтер" не видели эту видеозапись.

Олександр Позняк, представляющий интересы Зинченко, сказал, что свидетельства против его клиента включают видеозапись человека в маске, который держит в руках оружие. Адвокат показал "Рейтер" эту видеозапись. Вооруженный человек в маске, сказал он, выше ростом и у него более крупные руки, чем у Зинченко, и он держит оружие в левой руке. Хотя Зинченко пишет левой рукой, адвокат сказал, что у него есть фотографии, показывающие его клиента стреляющим правой рукой. Репортеры "Рейтер" не видели эти фотографии.

Адвокаты также планируют выступить в суде с обоснованием того, что офицеры "Беркута" имели право стрелять в целях самообороны: они были в опасности, как демонстрирует тот факт, что по их коллегам стреляли. Обвинение же заявляет, что 39 протестующих, в убийстве которых 20 февраля обвиняют трех подозреваемых, не были вооружены.

Прокуроры "представляют всю картину как мирный протест", сказал Садовник судье на судебном слушании 5 сентября. Но, добавил он, "20-го числа, рано утром, в результате мирного протеста почти 17 представителей правоохранительных органов были убиты".

Крюк и стальной захват

Чтобы поддержать позицию Садовника, несколько бывших сотрудников "Беркута", которые все еще служат в киевской полиции, согласились встретиться с репортером и фотографом. В небольшой комнате в их старом управлении они представили набор того, что они назвали оружием, захваченным у демонстрантов.

Среди предметов были крюк, прицепленный к стальному стержню, деревянные дубинки с прикрепленными цепями, и стальной захват, изготовленный из четырех спаенных гвоздей. Бывшие офицеры показали сожженный полицейский щит с двумя дырками от пуль, в который, как они сказали, попал "коктейль Молотова".

Рядом с вооружением находились фотографии в рамках двух сотрудников "Беркута", которые, как они сказали, были убиты во время демонстраций. "Если бы эти чиновники были честными, они бы схватили не только полицейских, но и активистов с другой стороны", - сказал один бывший сотрудник "Беркута".

5 сентября возбужденная толпа наблюдала за тем, как судья выслушивал аргументы в отношении того, следует ли отпустить Садовника под домашний арест. Обвиняемый наблюдал за всем изнутри металлической клетки.

Прокурор Олексий Донский назвал заявление Садовника, что его не было во время стрельбы, "полной ложью". Когда судья вышел, чтобы посовещаться, выглядевшая раздраженной Юлия Садовник подошла к месту, где сидел обвинитель, и сказала ему: "Я жду, когда ваше дело развалится". Донский отказался дать комментарии.

Судья решил, что Садовник должен оставаться за решеткой. Две недели спустя другой судья вынес решение о домашнем аресте. Обвинение подало апелляцию. В прошлую пятницу Садовника вызвали на судебное слушание, чтобы решить, отправить ли его снова за решетку.

И тогда он исчез. Юлия Садовник сказала, что он ушел из их квартиры в 7 утра в прошлую пятницу, сказав, что плохо себя чувствует. Больше она его не видела, сказала она.

За несколько дней до судебного заседания, как говорит адвокат Вилков, супруги Садовник, их трое детей и сам адвокат получали угрозы смерти. Юлия Садовник зачитала "Рейтер" образец текстов, которые она получила.

"Эй ты, шлюха "Беркута", сказано в одном. "Тебя и твоих выкормышей ждет ужасная смерть. Слава Украине!"

Аброскин и Зинченко продолжают оставаться в тюрьме. Дата судебного разбирательства не определена. Всем троим грозит пожизненное заключение.

(Дополнительное сообщение - Элизабет Пайпер в Москве. Редактирование - Майкл Уильямс и Сара Ледвит.)

Источник


цирк, Украина, небесная сотня, цэевропа

Previous post Next post
Up