В завершении
цикла постов про наше путешествие в Сирию и Ливан расскажу про транспорт в этих
странах. Также поделюсь особенностями путешествия автостопом.
В Сирию мы
прилетели на самолете. Аэропорт Дамаска совсем маленький. Если не считать
всяких таможен, он ничем не отличается от провинциальных российских
аэровокзалов. Международные рейсы составляют подавляющее большинство всех
маршрутов, однако есть и внутренние. Я видел в расписании самолеты в Алеппо, но
вроде бы небольшие самолеты летают и в более маленькие города. Также есть
мнение, что аэропорт Бейрута гораздо круче, но там мы не были.
В стране есть и
железные дороги. Их немного, но они соединяют практически всё важное, что есть
в Сирии. Никакой экзотики сирийские железные дороги не предоставляют. Дороги,
конечно, не электрифицированы и преимущественно одноколейные. Но сами поезда
приличные как снаружи, так и внутри. По европейским меркам, может, староваты,
но по российским в самый раз.
Ночные перевозки
не распространены - страна маленькая. Мы проехались в поезде от Алеппо до
Латакии. Восьмивагонный состав имел только сидячие места. Мы ехали во втором
классе, дешевом из двух возможных. Никакой бедноты нет. Вагон - как обычный
сидячий на трассе Москва - Питер. Туалеты похуже, чем у нас, зато пошире, и не
закрываются на остановках. Промежуточных остановок прилично. Сирийский поезд в
этом смысле больше похож на наши электрички. За 150 километров пути,
мы останавливались больше 10 раз. Поезд и не торопится. Весь маршрут он проехал
за 3,5 часа.
У сирийских
поездов несколько плюсов. Во-первых, доброжелательные по отношению к туристам
проводники. Один из них открыл Максу самую заднюю дверь, чтобы можно было
сделать красивые снимки. Во-вторых, очень низкая стоимость. За билет мы отдали
меньше доллара каждый. Также порадовало, что на нас распространялись
студенческие скидки.
Междугородние
автобусные перевозки также очень дешевы. Автобусы и микроавтобусы разной
степени паршивости. Есть и очень приличные, есть полный хлам. В отличие от ж/д
автобусных компаний много, поэтому цены и качество услуг различаются. Мы
практически не попользовались этим видом транспорта, поэтому много сказать не
могу. Из Бейрута до Дамаска мы добирались на старом вонючем Икарусе. После
границы он сломался, поэтому водитель при помощи арабских пассажиров принялся
его чинить. В это время мы и ехавшие с нами американцы тусили на улице и в
соседнем магазинчике. Когда автобус починили, сирийцы издевательски говорили
нам «Welcome to Syria », намекая на то, что ломается транспорт здесь часто. Городской
транспорт, как я уже писал, представлен редкими автобусами, маршрутками с
исключительно арабскими обозначениями, а также огромной армией таксистов,
любящих драть с иностранцев тройную цену. Кроме обычных такси есть еще
сервис-такси, которые возят в соседние города. Это такси, у которого есть
относительно фиксированные цены, и которое отходит по заполнению. Нам пришлось
воспользоваться таким один раз во время переезда из Тартуса в Триполи, так как
нормальные автобусы через этот участок границы не ездили.
Теперь об
автотранспорте. Про крутые машины в Бейруте я уже писал. В Сирии машины очень
разнообразны. Можно встретить и крутые машины, хоть их и много меньше, чем в
Бейруте. Много обычных машин, присутствует продукция ВАЗа. Из интересного можно
встретить совсем раздолбанные старые машины, которые в российском климате бы
уже давно развалились. Также попадаются красивые большие американские машины
середины XX века. Очень
часто встречаются маленькие японские грузовички, полезные на узких улочках
старых городов. Тут я, пожалуй, отберу хлеб у
kiryushinm и просто покажу немного фоток.
Сирийцы часто
ездят в кузове, благо погода позволяет. Максу очень хотелось прокатиться в
кузове, и в итоге нам это удалось. Впрочем, обычно сирийцы не хотели сажать
белых европейцев куда-либо кроме салона. При этом сами они ездят в кузовах
целыми семьями даже в центре Дамаска.
Автостоп в Сирии
прост. В Ливане мы не пробовали. И интернет не советовал, и уж слишком много
там всяких военных и блокпостов. Проблем у автостопа в Сирии несколько.
Во-первых, много таксистов и деньгопросов. Так что надо сразу отсылать первых и
говорить «маджяни» вторым. «Маджяни» - это бесплатно. Самое полезное слово в
Сирии. Впрочем, количество деньгопросов с лихвой компенсируется большим числом
останавливающихся машин. Во-вторых, многие сирийцы не понимают концепцию
автостопа, и, услышав название города, отвозят тебя на автовокзал. Переезды
между городами дешевы даже по местным меркам. Чтобы не попадать на автовокзалы,
мы говорили “no bus”, но все равно несколько раз оказывались
на них. В-третьих, это проблема выезда из городов. Если в России как-то проще
найти нужный автобус и выехать за город, то в Сирии это можно сделать либо на
дорогом такси, либо ситистопом, который возможен, но утомителен. Впрочем,
большинство сирийских городов небольшие. Относительно спокойные пригороды с
минимумом внутреннего трафика начинаются в получасе ходьбы из центра города. В случае
Дамаска приходится пользоваться ситистопом или долго идти на окраины.
Многих пугает
языковой барьер. Оказалось, что это сильно переоцененная проблема. Многие
сирийцы знают достаточно английских слов, да и жесты никто не отменял. Несколько
раз водители звонили своим англоговорящим друзьям, чтобы с их помощью понять,
что же мы хотим. В общем, в Сирии много доброжелательных, готовых помочь
водителей. Больше получаса мы стояли только в неоживленной пустыне и чрезмерно
оживленной дороге Хомс - Тартус, где машины летали с огромной скоростью. Да и
то, по российским меркам мы стояли недолго. Так что автостоп - это отличный
способ путешествия по Сирии.
Морской транспорт
изучить не удалось. В приморских городах много лодок, но большинство из них
либо рыбацкие, либо прогулочные. Мы покатались только на пароме, который
соединяет Тартус с островом Арвад. Обычное корыто, которое перевозит местных и
иностранцев. Зато с него можно наблюдать красивейший закат.