Написание законов, нормопроектирование, нормативно-правовых актов, является высшим пилотажем в работе юриста в части правового письма.
Потому что закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, который регулирует важнейшие общественные отношения.
Написание законов подчиняется определенным правилам.
Проектирование нормативно-правовых актов, как и любых других юридических документов, - это работа творческая , но это не означает, что она должна быть бессистемной, спонтанной и непоследовательной. Творческий подход как раз и заключается в четкой последовательности этапов, которые нужно пройти на пути к появлению нового правила поведения.
Если планомерность работы над проектом (от возникновения идеи до подачи его субъектам законотворчества) будет выдержана, то можно предполагать получение достаточно качественного нормативно-правового акта.
Стадии проектирования нормативно-правового акта. 1) Выбор правовой сферы, которую нужно нормировать или изменить
правовое регулирование.
2) Ознакомление с действующими нормативно-правовыми актами,
регулирующими определенную сферу общественных отношений.
3) Определение и обоснование необходимости и возможности унормировать определенную сферу общественных отношений (возможность регулирования ).
4) Выбор формы правового регулирования. Определение адекватности урегулирования определенной сферы общественных отношений выбранным образом (в форме изменений в закон, постановления правительства, приказа министерства и т.п.).
5) Разработка нормативно-правового акта:
- разработка концепции нормативно-правового акта. Выбор принципиального средства урегулирования изобретенной проблемы;
- разработка текста нормативного правового акта;
- определение структуры нормативно-правового акта (пользуясь общим правилам законодательной техники);
- подбор и согласование юридической терминологии;
- написание текста нормативного правового акта;
- подготовка изменений в другие нормативно-правовые акты, изменить которые нужно в связи с введением в действие нового акта;
- подготовка списка нормативно-правовых актов о признании их утратившими силу;
- определение правовых и социальных последствий вступления в силу нормативно-правовых актов.
6) Разработка сопроводительных документов:
- разработка пояснительной записки;
- составление сравнительной таблицы;
- составления сопроводительного письма;
- указания авторского коллектива.
Следовательно, по этой схеме, происходит проектирование нормативно-правового акта.
Для создания закона существуют и другие требования, например, обязательное наличие прописанной
нормы права - обязательного,
формально определенного правила поведения общего характера, которое в установленном порядке принимается, изменяется, отменяется и обеспечивается соответствующими государственными органами в границах их компетенции.
И это есть первым особенным правовым требованием к закону - нормативность, т.е присутствие собственно самой нормы права. И что самое главное, право, как способ регулирования, обращается, прежде всего, к воле и разуму человека, а не к чувствам и эмоциям.
Отдельные требования предъявляются к написанию терминов и определений. Как правило, термин должен употребляться в том значении, которое закреплено за ним в словаре, следовательно экономические термины употребляются согласно того, как они выписаны в экономических словарях и употребляются в том значении, в котором его употребляют экономисты. Если термины используются в разных отраслях правового регулирования и употребляются в одинаковом значении, то термину необходимо придавать, для каждой отрасли, самостоятельного значения, т.е конкретно уточнять, согласно применяемой отрасли.
Если в законе отсутствует значение того или иного термина или определения, то это значит, что они имеют, то значение, согласно того, как они употребляются в юридической практике и науке.
д.ю.н Стефанчук Р.О.